Основы интегративного лечения детей с Аутизмом

Основы интегративного лечения детей с Аутизмом
В отличие от конвенциональных АВА программ (Ловаас), в которых основной акцент дается на обучение когнитивным и речевым навыкам, цельная и прогрессивная программа интервенции должна быть основана на 4 основных областях обучения навыков:
1. Социальные и коммуникативные навыки;
2. Когнитивные, академические и речевые навыки;
3. Навыки самостоятельности;
4. Игровые навыки.
Именно широкая концепция позволяет сделать интервенцию максимально еффективной и продуктивной, и привести ребенка к прогрессу в наиболее важных для него и его развития областях.
Очень часто конвенциальные программы АВА "зацикливаются" на речевых навыках, и по 2-3 года работа с ребенком ограничивается сидением за столом, повторением движений, выполнением различных инструкций, именованием и узнаванием различных картинок, и собиранием паззлей. К сожалению, в таких программах основная работа над навыками самостоятельности откладывается на более поздний период (от 7 лет и выше), основываясь на предположении, что "жаль" тратить время, и когда ребенок научится понимать речь и разговаривать - тогда и сам всему научится. Но очень часто происходит, что ребенок в 7 лет, после продолжительной интервенции, может с легкостью повторить 40 движений или проименовать 126 картинок, но не может самостоятельно одется, или кушать вилкой, не говоря уже о самостоятельном намыливание тела или приготовления простого бутерброда.
Коммуникативные и социальные навыки тоже не занимают важного места в конвенциональных АВА программах, т. к. считается, что прежде всего ребенок должен научиться понимать речь, и именовать различные предметы и картинки простыми или сложными фразами, а после этого у него появится мотивация к общению, как со взрослыми, так и с детьми. Должна вас разочаровать, нечего подобного! Сколько ребенка ни кормить конфетами за то что правильно сказал что есть на картинке или выполнил определенное движение - мотивации развить беседу о вашем самочувствии или поиграть в игры включающие воображение у него не появится.
По этому необходимо при построении АВА программы отнестись к важности обучения всех ключевых навыков, а не только когнитивно-речевых в частности. Однако следует заметить, что не возможно обучить всем ключевым навыкам с помощью конвенционального подхода Discrete trial teaching. Для каждой области интервенции нужно использовать наиболее подходящий метод обучения. Об этом и пойдет речь в дальнейшем обсуждении интегративной ранней интервенции.

VML - еще один метод обучения основанный на сочетании разных подходов

5 лет назад в Израиле была разработана новая система лечения детей с Аутизмом - VML (Verbal Motor Learning), т.е. Вербально-Моторное Обучение. Ее разработал Эльад Вашди, доктор по физиотерапии. Ее основным направлением является обучение разговорным навыкам детей с диспраксией (моторными нарушениями, затруднениями в планировании движений, том числе и мышц рта и гортани). Эта программа основана на принципах АВА, физиотерапии и развития речи, которым обычно занимаются дефектологи и логопеды.Интервенция происходит так: сначала ребенку делается ассессмент его начальных навыков - т.е. звуков или слов которые он умеет произносить, а так же его моторного функционирования. После этого выбираются цели для обучения - на начальных этапах - гласные, потом согласные. После того как ребенок научился издавать отдельные звуки, его обучают складывать их в слоги и слова. А потом он учится складывать предложения и использовать их в подходяшем контексте.Обучение происходит с помощью физических подсказок и различных поощрений.
На данный момент эта система еще не исследована на счет ее еффективности, но из своего опыта могу сказать, что она довольно еффективна. Дети, которые на могли произнести не звука, через 2 года интенсивного лечения могли произнести определенные легкие фразы в правильном контексте. К тому же, в этой методике нет возрастных ограничений.
В Израиле эта система вызвала определенный ажиотаж 3 года назад, но потом "волна" заинтересованности спала. Большинство родителей поняли, что это не панацея излечения от Аутизма,а еще один инструмент, который может помочь ребенку улучшить собственные навыки общения и уровень жизни. Дети с Аутизмом, даже которые приобретают речевые навыки, по прежнему затрудняются в общении и коммуникации.Но, с другой стороны, программа может стать одной из частей общей обучающей программы ребенка, и принести намного больше пользы, чем сама по себе.К сожалению, сайт на котором можно прочитать информацию, он только на иврите, но могу дать ссылку на всякий случай:)www.yaelcenter.com

В продолжение темы о сочетании разных методов лечения Аутизма

Можно привести несколько примеров сочетания метода АВА с другими методами. Один из самых успешных и наиболее популярных - это развитие системы PECS(Picture Exchange Communication System), Система коммуникации с помощью обмена визуальными изображениями. Ее создатели -Энди Бонди (аналитик поведения) и Лори Фрост (дефектолог или SLP), на самом деле муж и жена, смогли создать систему, очень удобную и в то же время очень структуральную, для обучения детей с Аутизмом первоначальным и продвинутым навыкам общения. Я настоятельно советую всем родителям, как говорящих так и не говорящих детей ознакомиться с этой системой, т.к. в ней содержится не мало полезной информации о развитии речи, а так же практических советов.
Еще один пример - метод RDI. Я не знаю, был ли этот метод первоначально основан на принципах АВА, но я знаю из своего опыта, что система прекрасно вписывается в общую программу АВА.
И еще один пример - сенсорная интеграция. Коррекция проблематичного поведения может быть намного еффективнее, если сочетать поведенческую интервенцию с сенсорной интеграцией, в случаях когда проблемы в поведении возникают на почве сенсорных расстройств. Но считаю должным предупредить, что программу по сенсорной интеграции, должен построить специалист (Оccupational Тherapist), на индивидуальной основе, т.к. существуют несколько видов сенсорной интеграции, и не правильное применение может навредить ребенку. Точно так же и с программой коррекции поведения. Неправильное приминение принципов поведения может навредить ребенку.
Похожим образом можно сочетать медикаментозное лечение и поведенческие методы коррекции поведения. Несколько исследований (могу дать ссылки заинтересованным) показывают, что определение источников проблемного поведения с помощью анализа поведения помогает подобрать более еффективное медикаментозное лечение.
Мой опыт в работе с детьми с диагнозом Аутизма и показывает, что нужно воспринимать различные методы лечения не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие компоненты, совместная цель которых привести ребенка к максимальному прогрессу.

Сочетание методов АВА с другими методами лечения детей с диагнозом Аутизм

В последнее время (2-3 года), все более и более индивидуальных программ (по крайней мере в Израиле) основываются на сочетании и интеграции нескольких терапевтических направлений: АВА,ОТ, SPL, психологии и др. По моему мнению это самый профессиональный и правильный метод для лечения детей с Аутизмом.
На самом деле, люди специализирующиеся на построении программ АВА умеют определять начальные навыки детей (например, по АВLLS), но не всегда определение этих навыков соотносится с типичным развитием детей по возрастной скале (ментальной и хронологической). Люди специализирующиеся на построении программ АВА умеют определять репертуар интересов и мотивационных факторов, делать точные наблюдения, записывать данные, строить графики прогресса,обновлять учебные программы часто и продуктивно, определять поддерживающие факторы как желательных так и нежелательных поведений, и т. д. Но...этим специалистам не известны все тонкости психологического развития детей, сенсо-моторной системы или начальные и продвинутые стадии коммуникативных навыков и речи.
Люди специализирующиеся на построении программ АВА умеют обучать терапевтический и преподавательский состав, родителей и родственников детей, интегрировать детей в обществе и в обычной образовательной системе.Но...для того чтобы это делать наиболее успешно им нужно еще научиться выражать себя доступными и простыми словами, а не специфическими терминами, которых не понимает большинство населения:)))
По этому совместная работа со специалистами работающими по другим методикам может принести наилучшие результаты, и привести ребенка к более быстрому и качественному прогрессу.

АВА и лечение детей с диагнозом Аутизм

Несмотря на то, что многие программы обучения, терапии, специальные диеты и другие вмешательства доступны семьям и родителям детей с диагнозом Аутизма и
PDD, только один метод получил научные доказательства тому, что сумел привести к значительным улучшениям в функционировании детей с Аутизмом, включая снятие самого диагноза. Этот метод является программой вмешательства основанной на принципах Прикладного Анализа Поведения (АВА).
Более 600 научных статей опубликованных в периодике демонстрируют то что применение образовательных стратегий, основанных на принципах поведенческого анализа приводят к значительному прогрессу в обучении детей с диагнозом Аутизма и PDD.
АВА является интенсивной структуральной учебной программой. Учебный материал разбит на простейшие элементы. Эти элементы обучаются посредством повторяющихся упражнений. Правильные ответы или реакции усиливаются с помощью многочисленных поощрений. Ошибки в основном игнорируются, и в то же время дается подсказка для правильного ответа, который, в свою очередь поощряется подходящим видом поощрения.
Интенсивное вмешательство требует как минимум 20 часов в неделю, а желательно до 40 часов, для того, что бы привести к значительным улучшениям. Стоит запомнить, что обычный ребенок учится самостоятельно или в процессе игр, и по этому 40-ка часовой ученый процесс является обычным по сравнению с развитием типичного ребенка.
Если вы увидите видео, которое показывает основы АВА, возможно вы почувствуете что это не новая концепция, и в своем роде вы правы.Но в основе программы АВА находится применение основных принципов поведенческой науки, и перефразировка в ту интенсивность обучения, которая нужна для развития обычных детей.

Итак, дорогие посетители, что же такое АВА?
АВА - Прикладной Анализ Поведения это - образ жизни (как не помпезно это звучит, но это так!). Поведение - это неотъемлемая врожденная особенность любого живого организма на Земле. Поведение - это все что мы делаем - разговариваем, мыслим, помним, кушаем, спим, едем в автобусе, моргаем,стрижем ногти, улыбаемся, и так далее. Любое движение, которое отличает нас от "мертвого организма", является поведением.

АВА - Прикладной Анализ Поведения это - научный метод обучения, основанный на психологических теориях о поведении живых организмов и многих многих многих научных исследованиях в этой области. Теоретически можно научить живой организм любому поведению или отучить от него, и в действительности можно это сделать, но.......это очень и очень не просто.Поведение человека зависит от многих факторов, как внутренних (биология, наследственность), так и внешних (окружающая среда), и для того чтобы изменить поведение человека, нужно вычислить эти факторы, и некоторые из них научиться контролировать.

АВА - Прикладной Анализ Поведения это - метод лечения/интервенции, который помогает улучшить уровень жизни. Принято связывать АВА с лечением детей с Аутизмом, и действительно, этот метод работы с аутичными детьми широко распространен по всему миру, но с помощью АВА можно помогать и обычным людям желающим избавиться от вредных привычек, или приобрасти определенные навыки, или улучшить отношения с другими людьми (например, с супругом/супругой), можно помочь спортсменам улучшить личные достижения, можно помочь бизнесменам, улучшив качество работы их работников, можно помочь студентам, научив их овладевать большими знаниями за меньшее время, можно помочь освободившимся заключенным вернуться в общество, и еще многим и многим людям можно помочь.

АВА - Прикладной Анализ Поведения это - область моего интереса, захватывающее приключение, полное неожиданных отрытий, изобретательности и искусства.

Буду рада услышать, чем для вас является АВА, дорогие посетители.
Хорошего дня,
Юлия

Приветствие

Здравствуйте Дорогие Посетители!
Первым делом считаю должным представиться:
Юлия Нафтульева Эрц, консультант и специалист в области работы с детьми с диагнозом aутизм и PDD (ЗПР) по системе АВА (Прикладной Анализ Поведения). Мой опыт работы в этой области более 10 лет, который заключается в построении программ ранней интервенции (для детей 2-6 лет), коррекции поведения (для детей и подростков), интенсивному обучению навыков самостоятельности (отучения от подгузников, личной гигиены, и т.п.), интеграции детей в общей образовательной системе, консультаций и тренингов для родителей и терапевтического/обучающего персонала.
Буду рада если материалы и статьи в блоге помогут родителям аутят и специалистам приобрести новые знания и инструменты, которые помогут детишкам достичь наилучших результатов в обучении.
Успехов!