ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Что делать если ребенок забывает выученный материал?

Очень часто происходит так, что ребенок приобретает много новых навыков (в основном связанных с пониманием речи, и с пониманием различных понятий), но по прошествии определенного времени - начинает их забывать. Например, ребенок научился различать цвета и формы, и даже узнавать и наименовать эти понятия. После этого, ребенка начинают обучать новым понятиям, а когда возвращаются к твердо выученному материалу, оказывается, что ребенок вдруг начинает путаться с понятиями и неправильно реагировать.


При обучении методом АВА это тоже очень часто происходит. Как я уже писала раньше, ребенок может научиться узнавать и наименовать сотни разных предметов и понятий во время занятий, но абсолютно не способен применить эти знания в повседневной жизни, и через определенный промежуток времени их забывает.

Почему это происходит? У ребенка нет способностей к обучению? У него плохая память? Ребенок ленивый?

Ответ, как обычно, кроется не в обучаемых детях, а в самих нас, в учителях!

Одна из самых важных проблем здесь - это проблема обобщения и применения приобретенных навыков.

В первую очередь следует обучать ребенка тем навыкам и понятиям, которые он использует в повседневной жизни. Конечно, очень приятно, что ребенок знает все формы и цвета, и умеет их различать, но если ему негде эти знания использовать в повседневной жизни - то лучше не тратить не это драгоценное время.


Поэтому, при выборе целей для обучения, нужно, прежде всего, принимать в расчет следующее:

1. Является ли обучение этому навыку жизненно необходимым, или этот навык "может подождать"?

2. В каких ситуациях данный навык может быть применен ребенком? Например, если ребенок очень любит рисовать, но ему абсолютно все равно каким цветом, или же ребенок терпеть не может рисование - следовательно, здесь его знания цветов ему не помогут. Если же ребенку важно рисовать разными цветами, и он отдает предпочтение одному из цветов - тогда, конечно же, стоит ему помочь.

Опять-таки, если рисование ребенка не интересует, но его интересуют разноцветные конфеты, и он предпочитает именно розовые и красные, и не любит синие, то стоит обучить его различать цвета.

3. Позволяют ли настоящие навыки ребенка применить новые полученные знания в повседневной жизни. То есть, даже если определенные понятия являются очень важными, - сможет ли ребенок их применить? Например, изучение частей тела - голова, уши, нос, рот, ноги и т.д. Конечно же, важно, что бы ребенок мог узнавать части своего тела и наименовать их. Но при каких обстоятельствах ему понадобится их применять? Допустим, если ударится, то сможет сказать; "У меня болит рука". Но для того, что бы сказать маме: "У меня болит рука" - одного знания частей тела недостаточно. Ребенок должен еще чувствовать боль - есть дети, у которых очень высокий болевой порог... Ребенок должен иметь неплохие навыки общения и социальную мотивацию- уметь проявлять инициативу, по крайней мере, несколько раз в час, причем не только уметь просить то, что ему нужно, но и комментировать то, что происходит, и к тому же уметь связывать несколько слов в предложения.


Главный вывод здесь - не спешить хвататься за обучение тех программ или навыков, которые написаны в книжках по АВА на первых страницах, или которые являются первичными у детей с нормальным развитием. Не стоит обучать какую-либо программу, для того что бы отметить галочку.

Стоит обучать эту программу только в том случае, когда она может помочь ребенку в его повседневном функционировании, помочь ему в общении с окружающими, и улучшить его качество жизни.
Только те навыки, которые ребенок может использовать в повседневной жизни останутся в его памяти, и отпадет надобность начинать обучение каждый раз с начала.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.