ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Как научить неговорящего ребенка понять, для чего нужны жетоны?

У детей, у которых развиты речевые навыки, есть возможность понять что жетоны - это поощрения в процессе самого обучения. То есть, можно начать поощрять правильные реакции с помощью жетонов или символов, пропустив начальный этап, на котором ребенок учится, что нужно собрать все жетоны для того, что бы получить приз.
Можно объяснить ребенку перед началом занятия, что каждый раз, когда он правильно ответит или сделает то, что от него требуют - он получит жетон (или звездочку, или кружочек, или рожицу, или галочку, или плюс, и так далее). И после того, как он получит все галочки (или звездочки, или рожицы, или жетоны) - он получит приз. Ребенок, который понимает речь, вполне может понять эти словесные объяснения и быстро понять саму ценность этих жетонов (или кружочков, или...)

Но ребенок, который не понимает речь и не разговаривает может не отреагировать на жетоны, и не сразу понять их назначение и ценность/ Поэтому, первоначальным этапом для таких детей будет обучение самого условия - все жетоны - и приз.

Для выполнения возьмите пустую табличку, и ничего не требуя от ребенка, кроме того, что бы он спокойно сидел за столом - начинайте прикреплять жетоны один за другим. Не делайте это очень быстро, что бы ребенок мог проследить за каждым из них (не менее чем один в секунду, можно даже чуть медленней). Как только все жетоны будут прикреплены - сразу же, как можно быстрее, достаньте коробку с призами, и скажите ребенку, указывая на жетоны: "Смотри, все жетоны на месте - можешь выбрать приз" - и протянуть ему коробку.




После того, как вы увидите, что ребенок с интересом наблюдает за тем, что на табличке появляются жетоны, и когда он видит, что все жетоны на месте - начинает искать глазами приз, с этого момента можно начинать использовать жетоны во время обучения.




5 принципов, о которых важно помнить во время работы с жетонами:
1. Если ребенка не интересуют призы, можно с таким же успехом использовать процесс отрицательного усиления (Negative Reinforcement), и когда ребенок соберет все жетоны - освобождать его от занятий.

2. Чем нейтральнее жетоны, тем лучше. У некоторых детей могут развиться обсессии на определенный порядок жетонов (например, красный, потом обязательно должен быть синий, а если будет зеленый, то ребенок устроит скандал).

3. Не обязательно заканчивать упражнение вместе с тем, когда ребенок собрал все жетоны. Может быть такая ситуация, что ребенок собрал все жетоны и получил приз. После этого все жетоны снимаются с таблички, и ребенок продолжает работать над тем же заданием, что и делал до этого. Или наоборот - можно закончить задание еще до того, как ребенок собрал все жетоны, и перейти к следующему заданию, продолжая с той же табличкой.

4. Ни в коем случае не забирать жетоны обратно, и не угрожать, что ребенок не получит жетон!!! Жетоны - это система поощрений. Если начать использовать жетоны как санкции или наказания, жетоны очень быстро потеряют свою ценность.
Если ребенок выполнил задание, но недостаточно хорошо, то лучше не говорить ему: "Ты плохо сделал, и поэтому не получил жетоны. Давай делай еще!". Следует сказать: "Смотри, ты уже получил три жетона, это неплохо. Давай, сделай еще то-то и то-то, и сможешь получить еще". То есть упоминать жетоны только в положительном контексте.

5. Не экономить и не тянуть с жетонами. Следует поощрять с помощью жетонов спонтанный взгляд в глаза, усидчивость, старание, а не только правильные ответы. И если ребенок ответил правильно, а при этом еще и посмотрел в глаза - то можно дать два жетона. То есть создать определенную иерархию, в которой самые лучшие реакции будут усиливаться большим количеством жетонов.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.