Аутизм и проблемы с питанием. Часть 2

Поведенческий метод - это не самый первый метод вмешательства, к которому прибегают родители детей с аутизмом, имеющие проблемы с питанием. Большинство родителей прежде всего пытаются справиться собственными силами, либо обращаются к помощи других специалистов - диетологов, гастроэнтерологов, и др. 
АВА в большинстве стран вопринимается как сидение за столом, и работа с карточками, а так как работа над речевыми навыками не связана с проблемами с питанием в восприятии многих, то и нет надобности прибегать к услугам аналитика поведения в этих вопросах.
Но, как это не удивляет, и одновременно радует, именно поведенческое вмешательство является одним из самых эффективных для устранения проблем с питанием.

Но и поведенческий аналитик - "один в поле не воин". Для применения наиболее эффективного вмешательства необходима командная работа, или по крайней мере, всестороннее обследование ребенка, для выявления возможных причин (физических, психологических и экологических), которые вызывают и поддерживают нежелательное поведение, связанное с приемом пищи.

Очень часто моторные навыки ребенка, или сенсорное восприятие являются причиной отказа от определенного вида продуктов или продолжительного и неаккуратного приема пищи. Но те проблемы поведения, которые обычно сопровождают трапезы - истерики, разбрасывание еды, отказ от пищи в течение продолжительного периода времени, обезвоживание, делают поведенческое вмешательство неотъемлимой частью лечения. 

Итак, прежде чем запастись обычным набором призов, поощрений-подкреплений и поведенческих протоколов, ребенок дожен пройти обследование специалистов следующего профиля:
  • Диетолога, который оценит соответствие потребления калорий и необходимых пищевых элементов
  • Гастроэнтеролога, который может определить медицинские причины проблемы с питанием
  • Логопеда и / или дефектолога, которые произведут оценку оральной моторики ребенка и безопасность кормления
  • Социального работника, который может оценить семейные факторы стресса, способные повлиять на развитие проблем с питанием, и на способность семьи принимать участие в терапии и применять терапевтические методы.
  • Также можно прибегнуть к обследованию специалиста по сенсорной интеграции, для оценки возможных сенсорных проблем, и психолога, имеющего возможность оценить общее психологическое состояние ребенка.


В отличие от этих специалистов, основной целью поведенческого аналитика является выбор соответствующей стратегии для уменьшения существующей проблемы с питанием, приняв во внимание все те факторы, которые вызывают данную проблему, и включая рекомендации других специалистов.

Вклад поведенческого аналитика в решение проблемы с питанием состоит из нескольких шагов:

Первый шаг включает определение проблемы и целей поведенческого вмешательства. Цели должны быть индивидуальными, и изложены таким способом, чтобы их можно было наблюдать и измерить. Например, недостаточно определить основной целью "расширение меню", нужно точно определить какой продукт и какое количество этого продукта ребенок научится употреблять в пищу.

Как только кратковременные цели были определены, то, прежде чем начать вмешательство, следует произвести оценку поведения и тех факторов, которые присутствуют на данный момент. С помощью определения "базисного уровня" поведения можно будет определить эффективность поведенческого вмешательства, производя мониторинг изменения данного базисного уровня.

"Базисный уровень" - это та характеристика поведения, которую мы хотим изменить.
  • Например, если мы хотим научить ребенка пробовать новые продукты, то прежде всего необходимо определить, какой вид продуктов ребенок употребляет на сегодняшний день, как часто и в каком количестве.
  • Если мы хотим научить ребенка использовать столовые приборы во время еды, то необходимо определить, каким образом ребенок ест сейчас - руками, его кормят с ложечки, или дают перемолотые продукты в бутылочке.
  • Если мы хотим научить ребенка есть быстрее, и сократить время трапезы, то нужно записывать сколько времени ребенок обычно принимает пищу, и какой вид пищи.
  • Также, во время оценки и записи данных следует обратить внимание на существование проблематичного поведения при переходах (например, ребенок каждый раз перед едой смотрит телевизор, и для того чтобы он пришел есть на кухню, ему выключают телевизор, и это обычно вызывает истерику ребенка).
  • Например, можно использовать такой вид записи:
Дата и время




Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________
Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________
Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________

Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________
Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________
Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________

Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________
Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________
Наименование продукта
___________________
Сколько съел?
___________________
Как долго ел?
___________________


Важно отметить, что наблюдение и запись данных следует производить в течение нескольких дней, для того, чтобы получить более полную картину происходящего.

Неверная или неаккуратная оценка "базисного уровня" реакций может привести к выбору неправильных стратегий вмешательства, и помешать объективной оценке эффективности поведенческой программы.
"Семь раз отмерь, один - отрежь"...


0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.