ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Советы семьям аутичных детей для путешествий самолетом.


полет самолетом аутизмДля семей, имеющий детей с особыми потребностями, путешествие на самолете может оказаться очень трудным мероприятием. Начиная с длительных процедур контроля безопасности и документов, и заканчивая полетом самим по себе, весь процесс может оказаться непреодолимо сложным для любого человека. В случае детей с особыми потребностями прохождение через такие процедуры обычно приводит к возникновению проблематичного поведения, справиться с которым родителям и персоналу авиакомпаний может быть довольно трудно.


Нижеследующие советы по подготовке ребенка к авиаперелету могут помочь ознакомить детей с процессом путешествия. В дополнение, предварительная подготовка и практика даст вам и терапистам ребенка время поработать над проблематичным поведением, которое возможно возникнет в связи с особенностями процесса такого путешествия, а также предоставит возможность попрактиковать упражнения для десенсибилизации, что увеличит шансы этого мероприятия на успех. Комбинирование подготовки, ознакомления, десенсибилизации и усиления желательной реакции должно помочь вашей семье путешествовать с наименьшими затруднениями.

Подготовка:

- Соберите необходимые материалы, чтобы продемонстрировать ребенку  процедуры авиаперелетов, самолеты и другие аспекты, связанные с путешествием.

- Запаситесь книгами и видеосюжетами на тему «Летим на самолете».

- Посетите музей самолетов и авиатематики, чтобы ваш ребенок мог посмотреть на различные самолеты и на обстановку в салоне самолета до того, как он попадет на борт непосредственно перед полетом.

- Посетите сам аэропорт, чтобы ознакомить ребенка с тем, как он выглядит, со звуками крупных самолетов и с большим скоплением людей, обычным для таких мест.

- На данном сайте можно найти видео для детей, в которых демонстрируется процесс прохождения процедуры проверки безопасности. Это богатый ресурс для родителей и педагогов для разработки сценариев путешествия для ролевых игр.

- Создайте визуальное пособие пошагового прохождения процедуры полета на самолете и изучите его вместе с ребенком. Например, нарисуйте 9 картинок, которые иллюстрируют всю процедуру полета на самолете: на первой из них изображен ребенок, проходящий процедуру контроля безопасности, затем посадка на борт, затем просмотр первого фильма/мультика (укажите его конкретное название), прием пищи, поход в туалет, просмотр второго фильма/мультика, выход из самолета, ожидание в очереди на таможне или прохождении паспортного контроля, и в конечном итоге – получение вознаграждения. Индивидуализируйте ваш сценарий с учетом конкретных особенностей вашего путешествия.

- Продумайте сценарии для ролевых игр и практикуйте их с вашим ребенком многократно (к примеру, дважды в день на протяжении нескольких недель до даты поездки). Пример таких сценариев и сюжетов может включать:

• Прогулка по аэропорту и подъем на эскалаторе или лифте, ожидание в очереди
• Снятие обуви и куртки и складывание их в корзинку на пункте контроля безопасности
• Индивидуальный досмотр (размахивание палочкой вокруг ребенка, похлопывание по его одежде)
• Посадка на рейс, сидение в кресле, пристегивание ремня безопасности (в случае детей младшего возраста можно задуматься о взятии автомобильного детского кресла на борт)
• Занятия во время полета
• Выход из самолета, ожидание багажа

- Практикуйте езду на местных автобусах и поездах (продолжительные поездки, если есть такая возможность), чтобы смоделировать среду, аналогичную среде путешествия на самолете.

- Если вдруг у вас есть возможность (например, если вы или ваш друг имеет доступ к настоящим самолетам), попробуйте договориться с местным аэропортом о визите и посещении настоящего самолета. Как рассказывала одна семья аутичного ребенка, у них был друг, который работал в авиакомпании, так что у них было две «пробных попытки» до  того, как действительно полететь: им разрешили пройти в салон пустого самолета, поупражняться в поиске места, сидении, использовании индивидуального DVD плеера и просмотре мультиков в течение 20 минут.

- Определитесь с методиками усиления и включите их в ваши практические упражнения. Вы добьетесь большего успеха, если будете использовать такую систему поощрения, которая действительно эффективно работает в случае с вашим ребенком (например, жетоны). Определитесь с требованиями к реакции ребенка (к примеру, количество жетонов), чтобы помочь вашему ребенку правильно реагировать на протяжении всей поездки. Это означает, что вы предоставляете меньшие усилители через определенные интервалы (например, 5-10 минут) в течение всего полета, и один большой «приз» сразу после прибытия самолета в пункт назначения. Более краткие «учебные» поездки на автобусах и поездах могут помочь вам определиться с соответствующей системой поощрения.

- Не забудьте предоставить вашему ребенку информацию о пункте назначения. Обсудите с ним (вербально или визуально) людей, занятия и места, которые вы собираетесь посетить. Воспользуйтесь календарем, если это возможно, чтобы проиллюстрировать ребенку, когда вы вернетесь домой.


Во время полета:

- Подготовьте предметы для занятия и развлечения вашего ребенка, а также для отвлечения его внимания:

• Наушники, плеер с его любимой музыкой
• Портативный DVD-плеер и фильмы/мультики
• Любимые игрушки/занятия (отложите их в сторону за несколько дней до поездки, таким образом они станут еще более усиливающими и привлекательными)
• Новые книжки и игрушки, обладающие свойствами автоматического усиления, например, с подсветкой, мягкие и т.д. (Совет: имейте по одной такой книжке или игрушке на каждые 15-20 минут времени)
• Закуски (ознакомьтесь с правилами авиакомпании о перевозке еды на борту самолета)
• Не забудьте продумать тот круг мероприятий, которые можно будет осуществлять во время взлета и посадки, когда электроника и настольные игры недопустимы

- Попробуйте выбрать такое время полета, чтобы оно максимально совпало с временем сна у ребенка. Перелеты некоторых семей были намного более успешными, если они выбирали для них ночное время.

- Используйте визуальное расписание в ходе перелета, чтобы облегчить переходы от занятия к занятию.

- Если ребенок с трудом удерживает свои ноги в спокойном состоянии, можно попробовать использовать одеяло или детский спальный мешок для того, чтобы удержать его ноги на расстоянии от кресла, расположенного впереди.

- Подумайте, как вы можете включить особые интересы или хобби вашего ребенка в полет на самолете. Один консультант успешно помог ребенку перенести такое путешествие, скомбинировав процедуры десенсибилизации (опыт с небольшими самолетами), усиление (при условии отсутствия проблематичного поведения на протяжении 5-минутного интервала) и перенаправление внимания (карты и компьютер). Семья этого ребенка сумела договориться с небольшим местным аэропортом о том, чтобы ребенок сначала побывал в терминале неподалеку от того места, где осуществляется посадка на самолет (первый визит), а затем осуществил посадку на борт (второй визит, небольшой чартерный самолет). В ходе дальнейших визитов самолет развернулся, но не взлетел, а затем пролетел над знакомыми ребенку местами, которые он определил по карте, и над ближайшими населенными пунктами.Команда сумела скомбинировать полет на самолете с индивидуальным увлечением этого ребенка картами и компьютерами, чтобы отвлечь его внимание, и минимизировать его страх перед полетом путем ознакомления с процедурой путешествия.

- Поговорите с борт-проводниками и попросите о возможности выйти из самолета первыми, чтобы избежать длительного ожидания в конце перелета.

Желаем вам приятного путешествия!



Источник: http://www.lovaas.com/meetingpoint-2010-02-article-03.php

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.