ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Натан Азрин


Nathan Azrin
Область поведенческого анализа потеряла истинного первооткрывателя, который провел науку анализа поведения по длинному пути от лабораторных исследований с участием животных к совершенствованию различных социально-значимых поведенческих навыков у людей. Доктор Натан Азрин умер от осложнений, вызванных раком, в 29 марта 2013 года. Он был почетным профессором психологии в Университете Nova Southeastern.


После получения степени магистра в Бостонском Университете на факультете Личности и Социальной Психологии в 1952, Натан Азрин работал с Б.Ф. Скиннером в Гарвардском Университете, где он получил свою докторскую степень в области психологии. Он был привлечен к  участию в программе Скиннера, в рамках которой проводилось экспериментальное исследование для лучшего понимания механизма обучения и поведения. В качестве темы для своей диссертации Н. Азрин избрал ослабление и аверсивное обусловливание, что поистине можно считать смелым шагом для того времени. Скиннер в своих исследованиях акцентировал внимание на понимании разнообразных аспектов положительного усиления, и он активно писал о преимуществах положительного усиления, а также строил гипотезы в отношении недостатков ослабления и аверсивного контроля. Несмотря на то, что в то время в литературе достаточно широко обсуждались вопросы, связанные с аверсивным контролем, Азрин обнаружил, что в данной области не существовало систематических исследований, и он принял решение восполнить данный пробел.

Азрин получил докторскую степень в Гарвардском Университете за два года. Затем он был призван в армию и имел возможность проводить свои исследования лишь на армейском посту в штате Мэриленд. Когда его срок службы в армии подошел к концу, доктор Азрин принял предложение занять должность директора по разработке лечебных программ в Центре психического здоровья и развития в г.Анна штата Иллинойс. Он создал животную лабораторию по оперантному обусловливанию, в которой у него была возможность практиковать исследования, описанные в его диссертации, проводя тщательно продуманные и контролируемые опыты с применением процедур ослабления и аверсивного контроля на протяжении десятка лет. В тот период доктор Азрин также изучил такое понятие как тайм-аут в качестве процедуры для уменьшения частоты проявления поведения без использования аверсивного стимула (Азрин, 1961). Кроме того, он возглавил ряд экспериментов, целью которых было определение связи между аверсивной стимуляцией и агрессией. Опыты, проведенные доктором Азрин, его коллегами и студентами в значительной степени расширили работу поведенческих аналитиков с эффектами многих важных переменных в окружающей среде. Его работа была прекрасно описана в одной из глав книги, написанной им вместе с Вильямом Хольцом (Azrin & Holz, 1966).

В г.Анна доктор Азрин также работал над областью в психологии, которая представляла для него особый интерес: применение обучающих принципов и научных подходов при разработке эффективных методов лечения поведенческих проблем. Было очевидно, что пациенты в отделениях психиатрии Центра, в котором он работал, получали неэффективное лечение (если вообще его получали). В то время для уменьшения изнурительных симптомов психиатрических заболеваний использовались сильные транквилизаторы и антипсихотические препараты. Пациенты находились в полной зависимости от санитаров в плане удовлетворения своих нужд и потребностей, и совершенно не обучались навыкам, которые могли бы содействовать их самостоятельному и успешному функционированию за пределами больницы. Доктор Азрин нанял клинического психолога, доктора Теодоро Айллона, для разработки и экспериментальной оценки вмешательств, чтобы помочь пациентам сформировать необходимые навыки и уменьшить уровень проблематичного поведения. Целью для пациентов было стать самостоятельными и самодостаточными. Ранние исследования показали, что пациенты с психиатрическими заболеваниями реагировали на процедуры поведенческого анализа примерно таким же образом, как и лабораторные животные.

Некоторые из этих исследований были опубликованы в Журнале Экспериментального Анализа Поведения, который предшествовал появлению Журнала Прикладного Анализа Поведения. Азрину и Айллону отдали в распоряжение одну из палат госпиталя, на базе который они разрабатывали и оценивали свои программы вмешательства. Возможно, наиболее значимым результатом этой работы стало создание жетонной системы поощрений, которая была разработана с целью обеспечения мотивации у пациентов. Данное исследование и его результаты были опубликованы в книге (Ayllon & Azrin, 1968) с подробным описанием самого исследования, процедур вмешательства и их результатов таким образом, чтобы у других поставщиков подобных услуг была возможность воспроизвести данный эксперимент. В настоящее время использование жетонной системы поощрений представляет собой стандартную процедуру, применяемую во многих образовательных и лечебных учреждениях по всему миру.

Продолжая свои лабораторные исследования процедур ослабления, аверсивного контроля и агрессии в сочетании с прикладной работой на базе одной из палат психиатрического отделения, доктор Азрин разработал новую линию прикладных исследований, которые он назвал поведенческим инжинирингом. Он создал портативные инструменты для точного определения человеческих поведений и обеспечивал последствия данного поведения, опираясь на данные этого прибора, который носили пациенты. Азрин и его коллеги использовали поведенческий инжиниринг для разработки эффективных вмешательств с целью уменьшения курения, повышения уровня соблюдения пациентами медицинских предписаний, улучшения осанки, коррекции заикания, а также для повышения беглости речи и в тренингах, направленных на обучение навыку использования туалета.

Несмотря на то, что доктор Азрин оказывал очевидное влияние на область психологической и поведенческой терапии, он оставался недоволен акцентом в этих сферах на отдельных поведениях и идиосинкразических вмешательствах. Он задался вопросом о том, какие социальные проблемы в действительности решились благодаря проведенному психологическому и поведенческому исследованию. Хотя исследование и углубило понимание многих клинических феноменов, оно не привело к созданию вмешательств, которые бы решали наиболее распространенные и серьезные социальные проблемы. Чтобы исправить это, доктор Азрин стал применять более сложный и всесторонний подход к измерению и изменению комплексных поведений, руководствуясь принципами поведенческого анализа и научными методами.

Азрин был первым, кто применил данный подход для развития и усовершенствования навыков и уменьшения уровня нежелательного поведения у людей с умственной отсталостью и другими нарушениями развития. Он в сотрудничестве со своими коллегами и студентами разработал процедуры, которые оказывали эффективную помощь людям в улучшении их навыков самостоятельного приема пищи и самостоятельного одевания, а также уменьшали уровень проявления повторяющегося и аутоагрессивного поведения.

Доктор Азрин, вероятно, более всего известен тем, что он внедрил свой всеобъемлющий подход, основанный на решении проблем, в туалетный тренинг. Он первым разработал данные процедуры для применения их в работе с взрослыми с глубокой умственной отсталостью. У доктора Азрин и других специалистов данной области не ушло много времени на понимание того, что раз эти методы успешны в работе с людьми с серьезными препятствиями для обучения, они могут оказаться чрезвычайно полезными для типично развивающихся детей.

Ричард Фокс сотрудничал с доктором Азрин с целью модифицировать эти процедуры и протестировать их механизм на примере типично развивающихся детей. Успех данного вмешательства привел к публикации их знаменитой книги «Приучение к горшку за 1 день» (Azrin & Foxx, 1974). Были проданы миллионы ее копий, и данная книга была переведена на десятки языков.

В 1980 году Азрин перешел в Университет Nova Southeastern в Форт-Лодердейл, штат Флорида, в качестве профессора психологии в Центре Психологических Исследований. Он продолжал использовать свой подход для разработки поведенческих процедур для решения таких проблем как безработица (Профессиональные Клубы), алкоголизм (Общественная программа поддержки), семейная неудовлетворенность (взаимное консультирование), заикание (регулируемое дыхание) и нервные тики (замещение привычки). В сотрудничестве со своими коллегами он также разработал и протестировал работу и других поведенческих процедур, которые в настоящее время находят широкое применение: сверхкоррекция, позитивная практика, произвольная релаксация и др.

Доктор Арзин значительным образом расширил знания о процессе обучения и изменении поведения, применив свою безграничную любознательность, неукротимый дух, неиссякаемую энергию, аналитические способности, а также глубокое понимание поведенческого анализа для разрешения проблем и улучшения качества жизни своих пациентов. Он оставил после себя отработанную воспроизводимую методику, которая была описана и распространена таким образом, что поведенческие аналитики, педагоги и специалисты в области психиатрии всегда смогут воспользоваться плодами его новаторской и фундаментальной работы.

Был создан Фонд имени Натана Арзина, который призван служить источником информации о работе доктора Азрин, а также продолжать его деятельность по разработке инновационных поведенческих решений проблем, обладающих социальной значимостью. Информация о пожертвованиях и мероприятиях Фонда находится на сайте www.nathanazrin.com. Кроме того, заинтересованные читатели могут просмотреть видео, отснятое в 2009 году, в котором доктор Азрин описывает свою собственную жизнь.

Источник: http://www.apbahome.net/news_list.php?f=x

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.