Распознавание и категоризация эмоций.



обучение эмоциям
О методах обучения распознаванию различных эмоций, о сложности невербальной коммуникации, о навыке сканирования лиц, эмоциональной саморегуляции, о перспективном мышлении и «чтении мыслей» другого человека можно говорить практически бесконечно. Но для того, чтобы данная публикация была лаконичной, попробуем сфокусировать наше внимание на том, как обучить ребенка распознавать и категоризировать эмоции других людей.


Данная тема актуальна не только для детей с аутизмом. Многие дети младшего возраста испытывают сложности с определением эмоций других людей и с продуцированием соответствующих адекватных реакций на них. Многие из нас сталкивались в своей жизни и профессиональной практике с эмоциональной незрелостью у детей в возрасте 3, 4 или даже 7 лет, которые испытывают сложности в формировании и поддержании дружеских отношений по причине раздражающего и вызывающего поведения. Они грубо или не по-доброму шутят над своими друзьями, и никому, кроме них самих, это не кажется смешным. Кажется, будто они не замечают, когда их друзья чем-то огорчены, расстроены или смущены. Они чувствуют себя некомфортно, если рядом с ними вдруг расплачется кто-то из друзей, и вместо того, чтобы спросить «Что случилось?», они просто отходят в сторону.

Несмотря на то, что, как правило, это воспринимается в качестве социального навыка, обучение определению эмоций может также оказать влияние на коммуникацию, игровые навыки, академическую успеваемость и успешность, и даже на способность устроиться на работу и сохранить ее. Подумайте о 17-летнем подростке с синдромом Аспергера, который рассказывает на работе неуместные шутки на тему секса просто потому, что он не может понять, когда другие люди раздражены или рассержены.  Или же о 7-летнем аутичном ребенке, который не может поддерживать дружеские отношения, поскольку он никогда не смотрит в глаза своим друзьям.

Многие АВА-тераписты любят обучать своих подопечных различению эмоций, поскольку это жизненно важный навык, необходимый для значимости взаимодействия ребенка с обществом, но процесс обучения имеет особенную ценность потому, что ребенку приходится смотреть на лица других людей для того, чтобы обучиться данному навыку. Многие дети с аутизмом готовы на многое, чтобы не смотреть на лица окружающих их людей, а особенно часто они избегают зрительного контакта. Тем не менее, основная часть невербальной коммуникации происходит именно посредством взгляда на лица людей и в их глаза. Таким образом, показывая ребенку карточку, или же преувеличивая выражение лица, мы не только обучаем ребенка категоризации эмоций, но и учим их тому, что ключ к пониманию других людей – это, зачастую, их лица.

Чем скорее вы сможете начать обучение ребенка эмоциям, тем лучше. В действительности, не существует каких-либо необходимых предварительных навыков для обучения детей распознаванию эмоций; скорее, это один из ключевых навыков, который открывает путь для обучения ребенка другим различным навыкам. Всегда оставайтесь внимательны к тому, чтобы моделировать соответствующее выражение лица, тон голоса и эффект воздействия, когда демонстрируете какое-либо поведение. Если вы моделируете «счастье», тогда говорите громко, улыбайтесь, широко раскройте глаза и хлопайте в ладоши или выкрикните «Ура». Делайте больше, чем простое изменение выражения лица. При обучении ребенка с аутизмом навыку распознавания эмоций, бывает полезным немного преувеличивать ваши действия. Многие аутичные дети не хотят смотреть на лица людей, поэтому попробуйте дать им причину для того, чтобы они захотели изучить ваше лицо. Испытайте свои актерские способности и отдайтесь процессу. Если вы моделируете грусть, притворитесь, что плачете, говорите дрожащим голосом и опустите голову. Продемонстрируйте глубину эмоции, изображения которой вы ждете от ребенка.

Программы обучения эмоциям могут быть довольно сложными или преподноситься ребенку в очень простой форме, все это зависит от возраста и функционального уровня конкретного учащегося. Ребенка младшего возраста можно научить дотрагиваться до «счастливой» куклы или «грустной» куклы. А подростку с аутизмом можно дать просмотреть короткий видеоролик с новостями о различных происшествиях, а затем обсудить с ним, что чувствовали люди на этих видеосюжетах.

В зависимости от того, как ребенок общается, вы можете начать обучение как восприятию, так и выражению эмоций. Если ребенок не имеет мощных вокальных навыков коммуникации, как правило, программу лучше начинать с рецептивного восприятия эмоций («дотронься до грустного»), а затем переходить к экспрессивным навыкам выражения эмоций («что он/она чувствует?»). Существует девять основных эмоций, которым необходимо обучить ребенка, кроме того, следует также проконсультироваться с людьми, осуществляющими непосредственный уход за ребенком, и узнать, насколько комплексными они хотят видеть у ребенка навыки распознавания основных девяти эмоций, к которым относятся эмоции счастья, грусти, злости, удивления, страха, смущения, сонливости, скуки, стеснения.

Ниже приведен пример иерархии базовых навыков понимания эмоций:

Рецептивное определение эмоций с использованием объекта (например, куклы)
- Определенный стимул: «Дай мне грустную куклу»

Рецептивное определение эмоций с использованием картинки с изображением (предпочтительно использование больших цветных фотографий)
- Определенный стимул: «Дотронься до счастливого мальчика»

Экспрессивное определение эмоций с использованием картинки с изображением
- Определенный стимул: «Что он чувствует?»

Экспрессивное определение эмоций по выражению лица другого человека
- Определенный стимул: «Что я чувствую?»

Ребенок изменяет выражение лица, чтобы продемонстрировать эмоции
- Определенный стимул: «Покажи мне, как ты боишься»

Ребенок категоризирует эмоции с использованием картинки сценария
- Определенный стимул: (Ребенок смотрит на фото маленькой плачущей девочки, которая только что уронила рожок с мороженым) «Что она чувствует?»

Ребенок разыгрывает сценарий или короткую сценку, включающую эмоции
-Определенный стимул: Терапист говорит ребенку притвориться, что у него сегодня день рождения, и он открывает подарки. «Покажи мне восторг!»

Как только ребенок научится понимать эмоции, вы заметите, что вам станет легче давать ему подсказки к соответствующему социальному взаимодействию («Ты обижаешь этим своих друзей, посмотри, девочка плачет»), обобщать приобретаемые навыки до уровня саморегуляции («Ты выглядишь расстроенным, пойдем на прогулку»), помогать ребенку в коммуникации («Когда ты кричишь и делаешь такое лицо, я начинаю думать, что ты злишься. Я хочу, чтобы ты попросил меня вежливо и со спокойным лицом»), и т.д. Важность обучения детей с аутизмом тому, как понимать эмоции, невозможно переоценить.

**Совет для родителей: Вы, как первые учителя для своих детей, должны убедиться в том, что вы моделируете широкий круг различных эмоций для вашего ребенка с аутизмом. Специалисты часто замечают, что аутичным детям наиболее всего подвластны две эмоции: ярость и счастье. В большинстве случаев так происходит потому, что именно эти две эмоции они видят на лицах у своих родителей чаще всего: очень счастливый взрослый с большой улыбкой или очень злой взрослый, повышающий свой голос. А как же такие эмоции, как страх? Смущение? Гордость? Удовольствие? Когда в последний раз вы позволили своему ребенку увидеть, что вы чего-то боитесь? Это может показаться довольно странным, однако для ребенка с аутизмом ваше лицо может быть единственным лицом, при взгляде на которое он чувствует себя комфортно. Как родитель ребенка с особыми потребностями, вы должны проходить через все эмоции регулярно! Не бойтесь показать ребенку свою уязвимость и эмоциональность.


Источник: http://www.iloveaba.com/2013/04/recognizing-labeling-emotions.html

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.