ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Поведенческий момент.


Выполнение инструкций
Поведенческий момент – это использование серий инструкций с высокой вероятностью выполнения с целью увеличить уровень выполнения инструкций с более низкой вероятностью выполнения (Ray, Skinner & Watson, 1999).

Поведенческий момент является одним из понятий Прикладного анализа поведения, и по сути он означает создание или построение удачного момента для осуществления ребенком требуемого от него действия, посредством первоначального предоставления ему простейших инструкций, вероятность выполнения которых очень высока. Другими словами, этот инструмент предполагает подход к ребенку не с теми требованиями, выполнения которых в настоящий момент хочет специалист, а с требованиями, которые ребенок, скорее всего, с удовольствием согласится выполнить.


Это похоже на одно из тех простых, очевидных действий, которое каждый из нас умет выполнять, не так ли? Не совсем так.

Специалисты в своей практике часто наблюдают следующую картину: родители или сопровождающий персонал подходят к аутичному ребенку и «выдают» ему целый ряд требований, ни одно из которых не предполагает занятие предпочитаемым или интересным для этого ребенка видом деятельности. Ребенок демонстрирует отказ от сотрудничества (вербальный или невербальный), а затем начинается «борьба за власть», истерики и т.п. Существует способ предотвратить или разорвать замкнутую цепь этих событий еще до их возникновения.

Любой специалист или родитель аутичного ребенка должен научиться предоставлять себе несколько секунд для того, чтобы подготовиться к использованию Поведенческого момента. Это поможет избежать ненужных усилий и разочарования в долгосрочной перспективе, особенно в случае, если вы работаете с ребенком, демонстрирующим отказ от сотрудничества и негибкость поведения, или же когда вы просто имеете дело с исследующим «границы дозволенного» четырехлетним малышом.

Во-первых, следует начать с ответа на вопрос: «А знаете ли Вы, как предоставлять инструкцию/требование?». Если данный вопрос вызывает у вас сомнение или затруднение, ниже приводятся некоторые полезные подсказки.

• Инструкция – это требование, а не просьба.
• Постарайтесь оказаться в непосредственной близости от ребенка и установить с ним зрительный контакт, если это возможно.
• Дождитесь получения внимания со стороны ребенка.
• Предоставьте инструкцию, используя четкую и понятную речь («Пора спать», а не «Ну-ка давай подготовимся ко сну, и я не хочу сегодня слышать твои жалобы на эту тему, договорились? Если я говорю, что пора спать, это значит, что пора спать»).


Подумайте о том действии, которого вы хотите добиться от ребенка, как о своей реальной цели. «Оберните» эту цель в несколько «обложек» прежде, чем озвучить ее. Таким образом, если, к примеру, вы хотите, чтобы ребенок (назовем его Андреем) собрал свои игрушки, вы можете подойти к нему и сказать:

«Привет, Андрей!» (Андрей переводит на вас взгляд). «Хорошо выглядишь, дай «пять»!» (Андрей «дает пять»). «Отлично! Собери свои игрушки».

То есть, первоначально ребенку предоставляется несколько инструкций, которые он с легкостью может выполнить, если только в прошлом он уже имел неоднократный и успешный опыт их выполнения. Например, не каждый ребенок с легкостью устанавливает зрительный контакт с другими людьми. Таким образом, если Вы знаете, что ребенок испытывает сложности с установлением зрительного контакта, необходимо использовать другие действия, например, помахать рукой или обняться. Эта техника должна быть индивидуализирована и адаптирована под потребности каждого ребенка. Поведение, которое является невероятно простым для одного ребенка, может представлять серьезные сложности для другого.


Особенно эффективно эта техника срабатывает с негибкими детьми, которые напрягаются и приходят «в боевую готовность» всякий раз, когда к ним приближается взрослый. Они по привычке думают, что вы подходите к ним для того, чтобы заставить их прекратить выполнять какие-то забавные и занимательные для них действия. При работе с такими детьми вы можете подойти к ним и сказать:

«Поиграем на улице или останемся в зале?» (ребенок выбирает игру на улице). «Отлично, мы пойдем поиграть на улицу. Эй, где твои кроссовки?» (ребенок говорит, что они в его комнате). «Хорошо, мы пойдем и заберем их сразу после того, как ты выключишь видеоигру».


В данном сценарии истинной целью тераписта было выключение видеоигры. Поэтому вместо того, чтобы зайти в комнату и сказать (как это делают многие родители) «Выключи это немедленно!», терапист предоставляет простые инструкции или задает несложные вопросы, а лишь после этого озвучивает свое истинное требование.

Соблюдение последовательности «Высокая вероятность выполнения --> Высокая вероятность выполнения -->Низкая вероятность выполнения» является успешной стратегией работы с негибкими детьми, проявляющими отказ от сотрудничества, или же с детьми, испытывающими сложности с переходами.

Очень важно хвалить ребенка за выполнение простых инструкций, так же, как и за выполнение более сложных. Помните, что вы выстраиваете поведенческий момент из цепочки других событий. Нужно, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и был доволен собой в тот момент, когда вы предъявите ему свое истинное требование.

Наконец, использование поведенческого момента также сведет у ребенка к минимуму ассоциацию вас с неприятным, аверсивным стимулом. Аверсивный стимул является тем событием, которое со временем мы учимся избегать или от появления которого мы уклоняемся, поскольку оно связан с ощущением дискомфорта. Если ребенок знает, что каждый раз, когда вы приближаетесь к нему, ему немедленно предоставляется какая-либо сложная или неприятная инструкция, потребуется немного времени для того, чтобы он начал убегать или уходить в тот самый момент, когда вы к нему подходите. С использованием Поведенческого момента ваше приближение к ребенку начнет ассоциироваться у него с чем-то хорошим: комплиментом, похвалой, рукопожатием, щекоткой и т.п.

Если вам сложно использовать механизм Поведенческого момента, поскольку вы работаете с аутичным ребенком с невысоким функциональным уровнем, в репертуаре у которого присутствует не так много инструкций, которые он мог бы с легкостью выполнить, вы можете попробовать следующее:

«Саша, «дай пять»!» (Поднимите свою ладонь и прислоните ее к поднятой ладони ребенка, чтобы он понял, что нужно делать)
«Спасибо! А теперь - щекотка!» (Начните щекотать ребенка в области живота и подмышек)
«Да! Топаем ногами!» (Встаньте прямо перед ребенком и потопайте ногами)
«Ты молодец! Пора садиться на горшок, пойдем!»





Источник: http://www.iloveaba.com/2014/06/behavioral-momentum.html

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.