Поведенческий подход к развитию речи. Часть 2

Mand training
Одним из акцентов в работе над развитием речевых навыков является интенсивный тренинг манд-реакций.
Манд (Skinner, 1957, стр.35-51) представляет собой тип речи, при котором форма вербальной реакции ребенка (то, что ребенок говорит) контролируется тем, чего ребенок хочет. Манд-реакции формируются посредством получения специфических усиливающих последствий - просьба «молоко» усиливается получением молока, «выйти» усиливается тем, что взрослый открывает дверь, «на ручки» усиливается тем, что ребенка поднимают на руки, и т.п. Иначе говоря, манд-реакции приносят непосредственную выгоду говорящему, предоставляя доступ к желаемым (зачастую безусловным) поощрениям.

10 аргументов против того, чтобы выслушивать аргументы против АВА терапии

В журнале "Дефектология", во втором выпуске от 2014 года была опубликована статья Марии Михайловны Либлинг "Десять аргументов против АВА-терапии". Я отношусь с очень большим уважением к Марии Михайловне, к ее научной и практической деятельности, и не хочу оспаривать ее точку зрения. Я, как поведенческий аналитик ВСВА, хочу лишь уточнить несколько моментов, которые, на мой взгляд, позволят прояснить или опровергнуть те или иные постулаты, относящиеся к АВА, как методу коррекции аутизма.

Поведенческий подход к развитию речи. Часть 1

Skinnerian verbal behavior
Дисциплина Прикладного анализа поведения изучает речь, как поведение, уже около 60-ти лет. В перспективе бихевиоризма "Речь" определена как "Вербальное поведение", которое, как и другие виды поведения человека, является обученным поведением, находящимся под воздействием факторов в окружающей среде. Человек, находясь и живя в социуме, использует и применяет вербальное поведение для эффективного общения и взаимодействия с другими членами социума.