Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение. Часть 2.

Обучение социальным навыкам
Первая часть статьи находится здесь.


Когнитивный поведенческий тренинг.

Когнитивный поведенческий тренинг, используемый для обучения людей с РАС социальным навыкам, предполагает повышение уровня знаний о социальном мире и, в то же время, углубление осознания мыслей и чувств, которые лежат в основе проблематичного поведения. Предполагается, что за счет увеличения уровня социальных знаний, самосознания и навыков преодоления трудностей растет вероятность возникновения устойчивых и обобщенных изменений в поведении. Когнитивный поведенческий тренинг является мультимодальным подходом, который сочетает в себе когнитивные методы обучения с поведенческим вмешательством. Учебные программы, разработанные, к примеру, Jeanette McAfee (2001), Michelle Garcia Winner (2008) и Howlin, Baron-Cohen, & Hadwin (1999), представляют собой примеры когнитивно-поведенческого подхода к обучению. Акцент в них сделан на том, что изменения в социальном понимании являются предпосылками для изменений в умении реагировать на социальные стимулы.

Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение. Часть 1.




Вмешательства при аутизме
В одной из наших предыдущих публикаций мы говорили о том, с какими социальными трудностями сталкиваются аутичные люди в различном возрасте, а сегодня мы подробней остановимся на видах вмешательств, направленных на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра.

Обзор вмешательств.

Ниже приводится краткий обзор основных результатов двенадцати исследований и трех мета-анализов, посвященных изучению вмешательств, направленных на обучение социальным навыкам людей с РАС. Согласно выводам этих исследований, из всего разнообразия интервенций только видео моделирование полностью соответствует критериям научно-обоснованной практики, установленным в 1998 году учеными Chambless и Hollon. Все остальные виды вмешательств, которые будут рассмотрены далее, на определенном уровне поддерживаются и подтверждаются исследовательской литературой и считаются перспективными для использования в схемах обучения социальным навыкам, однако, они все еще требуют дальнейших исследовательских оценок эффективности и результативности.

Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра.

Развитие мелкой моторики при аутизме


В данной публикации мы ознакомим Вас с некоторыми видами деятельности и упражнениями для развития мелкой моторики, которые могут оказаться полезными для родителей и специалистов, работающих с аутичными детьми. Некоторые из описанных в статье упражнений могут также использоваться для занятий с детьми с иными особыми потребностями.

Упражнения на развитие моторных навыков с использованием манипулятивных предметов.

Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук и пальцев прежде, чем ему необходимо будет манипулировать карандашом или ручкой. Занятия, направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки, что становится все более распространенным явлением, поскольку дети чаще и чаще начинают обучаться письму прежде, чем их руки становятся к этому готовы.