Применение "Точного обучения" (Precision Teaching) в педагогической деятельности. Насколько образовательный процесс является эффективным?

     Совсем недавно в издательстве "Оперант" вышла книга Джулии Варгас о применении поведенческого подхода в системе общего и коррекционного образования -"Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости". В книге представлены базисные принципы научения, которые лежат в основе анализа и планирования учебного процесса, рекомендации по постановке и формулировке учебных целей, методы измерения целевого поведения учащихся, виды графиков, стратегии формирования навыков, и этические принципы, лежащие в основе образовательного процесса. Джулия Варгас упоминает "Точное/Высокоточное обучение" (Precision Teaching) как наиболее предпочитаемую стратегию формирования навыков об учащихся, и описывает основополагающий принцип измерения скорости ответов учащихся и отображение данных в "Стандартной диаграмме ускорения", а также приводит пример применения этой стратегии на уроках алгебры в старших классах (стр. 157-161).
     Несомненно, "Точное обучение" является одной из самых эффективных стратегий обучения, и этому есть доказательства в научной литературе (см. Journal of Precision Teaching and Celeration). Однако, применение данной стратегии требует наличия у учителя определенных знаний, и вложения большого количества усилий в планирование и оценку эффективности обучающего процесса. Как именно учитель должен подойти к этому вопросу? С чего начать? Как научиться четко определять цели? Как научиться пользоваться "Стандартной диаграммой ускорения"? Как рассчитать и измерить скорость приобретения навыков учениками? Сколько попыток и тренировок необходимо запланировать, чтобы работать над беглостью? Эти и другие вопросы несомненно будут волновать учителей, которые захотят попробовать применить методику "Точного обучения" на своих уроках.
     Прежде чем понять, как и что нужно делать, важно уточнить, а что же это такое - "Точное обучение"? Чему оно учит? Почему оно "точное"?
     "Точное обучение" - это не цель обучения и не метод. "Точное обучение" - это система для определения целей для обучения, мониторинга деятельности на ежедневной основе, организации данных и их отображения в единой манере для того, чтобы способствовать своевременному и эффективному принятию решений в отношении процесса обучения. "Точное обучение" не предписывает, чему учить или как должны быть представлены учебные пособия. Оно скорее предоставляет набор стратегий и тактик для оценки обучающей программы, которую учителя будут применять (White, 2005). Другими словами, с помощью системы "Точного обучения" мы можем спланировать применение обычных методик (которыми владеет учитель) для достижения тех целей (которые он наметил) и оценить эффективность этих методик. Благодаря оценке эффективности появится возможность своевременно принять решение о том, нужно или не нужно привносить изменения в учебный план.
     Опираясь на руководящие принципы "Точного обучения" учитель может способствовать улучшению эффективности обучения, включая развитие академических навыков, навыков социального взаимодействия, улучшение достижений в спорте и науке, развитие творческих способностей, а также уменьшить проблемы в классе - неуспеваемость, скорректировать проблемное или агрессивное поведение.
     Первый принцип "Точного обучения" гласит: "Ученик всегда прав!". Другими словами, необучаемых учеников нет, и если у ученика не формируются навыки, значит, учитель ее не нашел к нему подход. Обвинять ученика в неуспеваемости никто не может, и причины этому учитель может искать только в тех методах, которые он использует на данный момент.
     Во-вторых, удостовериться в том, что ученик чему-то научился мы можем только если увидим, как он действует (принцип "Сосредоточение на наблюдаемом поведении"). Если ученик прослушал материал и говорит, что он его "знает" - мы не можем быть полностью уверены в его знаниях. Мы должны воочию убедится, что он применяет эти знания. Только путем прямого наблюдения за деятельностью ученика (ученик решает задачи, пишет сочинение, рисует пейзажи) мы можем удостовериться в том, что он учится).
     Однако, оценка может быть субъективной. Какой-то учитель будет обращать внимание на хорошее поведение ученика в классе, и будет завышать его оценки, даже если он не выполняет учебные задания правильно. С другой стороны, ученик, у которого беспокойное поведение будет получать оценки ниже, даже если материал знает "на отлично". Для того, чтобы избежать субъективного суждения, уровень знаний ученика измеряется путем измерения частоты его реакций (принцип "Использование измерения частоты поведения как универсального метода"). Подсчитывая сколько раз ученик ответил правильно мы можем с точностью определить его уровень знаний.
     В своей книге Джулия Варгас упоминала использование графиков, которые преувеличивают достижения учеников ("Ого-графики", стр. 165-167). Однако, не только учителя, но и родители, директора школ, представители департамента образования хотят увидеть реальную картину успеваемости учащегося. С помощью отображения данных в стандартном формате (4-й принцип) можно прийти единому мнению относительно обучающего процесса, а также быстро заметить отклонения и внести своевременные коррективы.
     Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей работы на основе принципов "Точного обучения" должен научиться детально и предельно точно описывать целевое поведение своих учеников, измерять его частоту, пользоваться "Стандартной диаграммой ускорения" (уметь заносить данные и анализировать их), а также включать тренинг беглости реакций в учебный план для того, чтобы сформировать основные навыки и способствовать более быстрому приобретению комплексных навыков у своих учеников. Всему этому невозможно научиться, прочитав книгу. Этому можно научиться на практике.
     13 и 14 сентября 2015 в Москве, в центре "Наш Солнечный Мир" пройдет практический саминар по "Точному обучению", в рамках которого участники будут учиться детально описывать целевое поведение, измерять поведение и вносить данные в "Стандартную диаграмму ускорения", принимать решения на основе анализа данных, планировать формат обучения и тренироваться в беглости. Регистрация на семиннар здесь.

Kubina, R. M., & Yurich, K. K. L (2012). The Precision Teaching Book. Lemont, PA: Greatness Achieved.
White, O. R. (1986). Precision teaching—Precision learning. Exceptional Children, 52, 522-534.




Кодекс этики и профессиональной ответственности поведенческих аналитиков

С 1-го января 2016 года вступает в силу новая версия "Кодекса этики  и профессиональной ответственности поведенческих аналитиков". До настоящего момента практика поведенческих аналитиков регулировалась принципами этики, описанными в документе: "Руководство по профессиональной этике: Рекомендации по ответственному поведению для поведенческих аналитиков". Новая версия кодекса этики уточняет и замещает предыдущую версию, а также объединяет ее с документом "Этические стандарты и дисциплинарные процедуры" ВАСВ. Помимо смены названия «Руководство» на «Кодекс», новый документ включает дополнительные изменения:

  • Включение нового подпункта 1.06 (d) "Поведенческие аналитики не обмениваются подарками с клиентами, потому что это может привести к множественным взаимоотношениям". Этот подпункт включен в раздел "Множественные взаимоотношения и конфликт интересов", и очень актуален для практикующих специалистов в русскоязычных странах.
  • Включение нового подпункта 1.07 (с) "Поведенческие аналитики воздерживаются от сексуальных отношений с клиентами, студентами или лицами, получающими супервизию, как минимум два года после формального окончания профессиональных отношений". Этот подпункт включен в раздел "Эксплуатация", и для специалистов, которые практикуют в сфере аутизма, относится к взаимоотношениям с родителями детей с РАС.
  • Пятый раздел кодекса этики 5.0 "Поведенческий аналитик как супервизор" теперь полностью относится к стандартам предоставления супервизии, и не включает практику поведенческого аналитика, как преподавателя.
  • В этот раздел теперь включен подпункт 5.02 "Нагрузка на супервизора", который обязывает супервизора прежде всего, добиваться качества и правильно распределять нагрузку, а также подпункт 5.07 "Оценка влияния супервизии", который обязывает супервизора проводить оценку собственных действий и эффективности предоставляемых им супервизий.
  • Такая сфера деятельности, как работа на предприятии (6.0. "Поведенческий аналитик и организация") теперь полностью исключения из кодекса этики, и включает только отдельные подпункты 2.12 - о контрактах, гонорарах и финансовых договоренностях и 10.02 (а)  - о нарушениях закона и кодекса этики, предъявлении обвинений государственным учреждением, третьим лицом, оплачивающим услуги и учебным учреждением, а также дисциплинарных взысканиях. Очевидно, что практика поведенческих аналитиков в организациях и в сфере "Организационного поведенческого менеджмента" будет регулироваться этическим кодексом именно в этой сфере.
  • Включение пункта 8.02 теперь регулирует "не-поведенческую" практику поведенческих аналитиков, и обязывает поведенческих аналитиков корректно предоставлять информацию о собственной профессиональной деятельности, а также о "не-поведенческих" видах вмешательства, применяемых ими. Другими словами, "элементов Абы" быть не должно - или это практика в сфере АВА, или это не АВА.
  • В пункте 8.05 внесены уточнения, более четко регулирующие публичные выступления и требующие от поведенческих аналитиков предпринимать разумные меры предосторожности, чтобы убедиться в том, что их заявления основываются на литературе и практике поведенческого анализа; соответствуют кодексу этики и согласием на предоставление услуг слушателю.
  • Пункт 8.06 теперь обязывает поведенческих аналитиков указывать, каким образом были получены благодарности и рекомендательные отзывы от их клиентов, во избежание принуждения или обмана.
  • 10-я сфера теперь полностью посвящена ответственности поведенческих аналитиков перед международной комиссией ВАСВ и заменяет документ "Этические стандарты и дисциплинарные процедуры" ВАСВ.

Ознакомиться с новой версией "Кодекса этики и профессиональной ответственности поведенческих аналитиков" в переводе на русский язык можно на сайте сертификационной комиссии ВАСВ.
Авторы перевода: Юлия Эрц, МА, ВСВА и Екатерина Жесткова, МА, ВСВА