5 наиболее распространенных "недочетов" при использовании VB-MAPP

Программа оценки навыков речи и социальноговзаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития VB-MAPP на сегодняшний день является единственным инструментом для оценки навыков, переведенным на русский язык. И многие АВА-специалисты используют VB-MAPP в работе с детьми с аутизмом, для того, чтобы на основе оценки навыков разрабатывать поведенческие программы. Несмотря на то, что эти специалисты прошли обучение, а также обладают подробным руководством о том, как использовать этот инструмент, некоторые из них все же допускают ошибки при использовании, что, несомненно, отражается на качестве программ, которые они разрабатывают и применяют.
Недочет № 1. Проведение оценки навыков и заполнение форм тестирования "на глазок"
К сожалению, некоторые "специалисты" не утруждают себя подробным тестированием каждой вехи. Иногда,  во время первичного собеседования, специалист лишь наблюдает за ребенком, в процессе беседы с родителями, и после этого собеседования выдает родителям листок с заполненными клетками "Сводной формы оценки вех развития". Случаются также ситуации, в которых "специалист" заполняет формы и определяет уровень навыков ребенка лишь со слов родителей, даже не видя ребенка ("специалист" однажды сказал, что провел тестирование VB-MAPP по телефону, и со слов мамы заполнил форму). Это, конечно же, является грубой ошибкой, а также нарушением правил профессиональной практики и этики.
Если проводить оценку VB-MAPP по всем правилам, тщательно тестируя каждый навык, то процесс проведения тестирования будет очень трудоемким и продолжительным. Проведение оценки уровня навыков 1-го уровня занимает от 2 до 3-х часов, тщательное тестирование навыков второго уровня - от 4-х до 6 часов, а навыков третьего уровня - 10-12 часов. Следовательно, если ребенок, которому специалист проводит оценку навыков, не говорит на данный момент, и демонстрирует, в общем, невысокий уровень навыков - проведение оценки навыков для такого ребенка может проводиться в течение одного занятия (2-3 часа). Но, если у ребенка уже сформированы некоторые речевые навыки, он неплохо понимает речь, то на проведение оценки навыков для такого ребенка потребуется 2-3 занятия, иногда больше. Если же у ребенка хорошо развиты речевые навыки, ребенок много и часто коммуницирует, то проведение оценки навыков для такого ребенка может занять довольно много занятий (6-10 занятий). Следовательно, родители, обращающиеся к специалисту за разработкой программы, должны обратить внимание, насколько качественно проведена оценка навыков. И, если специалист отчитывается о проведенной оценке навыков и отдает родителям разработанную программу после первого же занятия, - это сразу наводит на подозрение о недобросовестных действиях специалиста.
Недочет № 2. Проведение оценки навыков слишком часто
Некоторые "АВА-специалисты" не собирают данные в процессе занятий с ребенком. Это, конечно же, неправильно, но так, к сожалению, бывает. И вместо того, чтобы собирать данные о продвижении ребенка и отображать эти данные в графиках, специалист каждый месяц или каждые два месяца "подкрашивает" клетки в формах "Оценки вех развития", отмечая таким образом прогресс ребенка. Более того, при достижении цели для одной вехи развития (например, "Ребенок научится отвечать на 25 вопросов с вопросительным словом "Что?"), специалист ставит целью "следующую клетку" (например, "Ребенок научится отвечать на 50 вопросов с вопросительным словом "Где?"), не продолжая расширять репертуар навыков и не беспокоясь об обобщении. Такой формат работы, к сожалению, приводит к механическому заучиванию и выполнению ребенком разных заданий, и его уровень навыков, "натянутый" на закрашенные клетки VB-MAPP, совершенно не отражает актуальной картины речевых навыков, которыми ребенок пользуется в естественной среде.
Следует помнить, что определение уровня навыков с помощью VB-MAPP не предназначено для работы над краткосрочными целями. Обычно, оценка навыков проводится в начале учебного года, и повторная оценка проводится в конце учебного года (через 9 месяцев). В течение учебного года специалист должен отрабатывать цели, которые он поставил на основе первичной оценки, собирать данные, отображать данные в графиках и на основе визуального анализа графиков принимать решение о том, куда двигаться далее. В дополнение, основным ориентиром в работе специалиста должен быть не раздел "Оценка вех развития", а раздел "Анализ заданий", в котором можно отмечать достигнутые краткосрочные цели и выбирать следующие краткосрочные цели. Именно с помощью раздела "Анализ заданий" специалист тщательно отрабатывает каждый навык, учитывая как мастерство в освоении навыка, так и беглость, и обобщение навыка в естественной среде. Очень важно, чтобы родители, которые занимаются с АВА-специалистами, обратили внимание, на основании каких критериев специалист вносит изменения в программу ребенка, предоставляет ли специалист отчеты, включающие графики, или он только указывает на новые закрашенные клетки в основной форме оценки VB-MAPP.
Недочет № 3. Некорректные цели для развития эхо-реакций
Оценка  VB-MAPP содержит суб-тест "Оценка ранних эхо-навыков". С помощью этого суб-теста можно определить, какие сложности на данный момент наблюдаются у ребенка в сфере эхо-имитации, и выбрать подходящие цели для обучения. Однако, некоторые "АВА-специалисты" не догадываются (или невнимательно читают "Руководство") о том, что целью для развития эхо-навыков нельзя ставить те же слоги и слова, которые обозначены в эхо-тесте. Потому, что если ребенок научится произносить "ааа", "бе-е" и "ногою топ", он, конечно же, наберет нужный балл в тестировании, но это не будет говорить о том, что навык действительно сформировался. К счастью, среди АВА-специалистов есть также много логопедов, которые могут самостоятельно поставить цели для развития эхо реакций, учитывая правильную последовательность развития данного навыка в онтогенезе. Но те специалисты, у которых нет знаний в этой сфере, ОБЯЗАТЕЛЬНО должны обратиться за помощью к логопеду, и проконсультироваться о том, в каком именно порядке необходимо выстраивать навык повторения звуков и слов. Родители детей с аутизмом, которые занимаются по программе, построенной и курируемой АВА-специалистом, должны обязательно обратить внимание какие цели и критерии сформированности навыков описаны в протоколе по развитию эхо-реакций. Если там те же критерии и слова, что и в "Оценке ранних эхо-навыков" - это явный недочет, и его нужно исправлять как можно быстрее, чтобы ребенку не был нанесен ущерб.
Недочет № 4. Пренебрежение функциональными навыками и выбор нефункциональных целей для обучения
Несмотря на то, что возрастных ограничений для использования оценки VB-MAPP нет, и этот инструмент можно использовать для детей с нарушениями развития любого возраста, есть ограничения функциональные. Оценка VB-MAPP сосредоточена на оценке речевых навыков, в то время, как в определенном возрасте - школьном, подростковом, взрослом, для некоторых детей и людей с аутизмом значимость речевых навыков отходит на второй план. И, конечно же, может быть такая ситуация, в которой у подростка 18-ти лет по-прежнему не сформированы навыки первого уровня VB-MAPP, соответствующие полуторагодовалому возрасту нормативно развивающегося ребенка. Но, это не говорит о том, что в поведенческой программе должны стоять цели, которые будут соответствовать именно этому уровню развития речевых навыков. На первом уровне VB-MAPP есть такой критерий, как "ребенок обращается с запросом для физического контакта с родителями", но мы не будем учить 18-ти летнего дядю "проситься на ручки". Или, к концу первого уровня VB-MAPP ребенок должен уметь имитировать 20 моторных движений. Но что 18-ти летний дядя будет делать с этими движениями, если он не умеет надевать штаны или вытирать себе попу? К сожалению, некоторые "АВА-специалисты" не учитывают необходимость в выборе функциональных навыков. Научившись проводить оценку по VB-MAPP, и выбирать цели в соответствии с результатами этой оценки, "специалисты" не смотрят шире, и не анализируют, насколько сформированные навыки будут функциональны для ребенка/подростка/взрослого. Так бывает, к сожалению, еще и потому, что научившись проводить оценку VB-MAPP, специалист ошибочно предполагает, что на этом его обучение может закончиться, и предлагает свои услуги по разработке АВА-программ, не обладая достаточным уровнем знаний, необходимым для предоставления качественных услуг. Отсюда, родителям детей с аутизмом - всех возрастов, очень важно быть включенными в процесс выбора целей для программы, и в первую очередь оценивать, насколько сформированный специалистом навык поможетребенку жить более качественной жизнью. Если возникают сомнения в том, насколько тот или иной навык является функциональным, необходимо сразу же обсудить это со специалистом, а еще лучше - с его супервизором, чтобы не тратить время на формирование никому не нужных навыков.
Сам же АВА-специалист должен внимательно анализировать ту среду, в которой живет ребенок, те навыки, которые нужны ребенку для эффективного взаимодействия с окружающими в его родной среде, и выбирать такие цели для поведенческих программ, которые улучшат качество жизни как самого ребенка, так и его семьи. Разумеется, было бы хорошо, если бы другие инструменты для оценки навыков взрослых людей с нарушениями развития были бы доступны на русском языке (например, AFLS или Essential for Living). Но, пока эти инструменты доступны только на английском языке, специалист может воспользоваться либо словариком, либо заручиться поддержкой супервизора, который поможет ему провести оценку функциональных навыков ребенка и выбрать функциональные цели для обучения.
Недочет № 5. Несоблюдение этических правил в отношении проведения поведенческой оценки и ведения документации
К сожалению, изучение и соблюдение правил "Кодекса этики поведенческих аналитиков", не у всех АВА-специалистов вошло в привычку.  Многие специалисты не знают о том, что перед проведением оценки навыков VB-MAPP необходимо получить информированное согласие у родителей ребенка, хотя об этом говорит пункт "3.03. Согласие на проведение оценки в сфере поведенческого анализа". Далеко не каждый АВА-специалист предоставляет отчет о проведенной оценке и обсуждает с родителями ребенка результаты оценки "используя речевые обороты и графическое отображение данных таким образом, который понятен клиенту", хотя об этом говорит пункт "3.04. Объяснение результатов оценки". Обычно, "АВА-специалист" включает форму "Оценки вех развития" VB-MAPP в программу, не поясняя, что же именно в этой форме отражено. Очень часто "поведенческие специалисты" не соблюдают пункт "4.02 Участие клиентов в разработке программы и их согласие", не обсуждая с клиентами те цели, которые будут включены в программу, и не получая разрешения на реализацию программы. Также сами программы, которые пишут "АВА-специалисты" бывают недостаточно конкретными, понятными, подробными, но это уже "недочёты", которые относятся к сфере "Построение АВА-программ", а не к использованию оценки VB-MAPP.
В заключение, очень важно помнить о том, что любой поведенческий инструмент, в том числе и оценка навыков VB-MAPP - это технология, которая, при умелом использовании, приносит очень много пользы, а при неумелом - может нанести ущерб. И, казалось бы, безобидная оценка навыков VB-MAPP вряд ли может быть использована некорректно. Но практика показывает, что некорректное использование данного инструмента происходит довольно часто, и нам остается лишь предупредить о том, как именно должна осуществляться практика поведенческого специалиста. Побудить родителей детей с аутизмом быть бдительными, а специалистов - не забывать об ответственности и практике в соответствии с самыми высокими этическими и профессиональными стандартами.





ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ ПОДГОТОВКИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ АНАЛИТИКОВ УРОВНЯ ВСВА: ОЧНЫЙ КУРС С СУПЕРВИЗИРУЕМОЙ ПРАКТИКОЙ

   Курс является первым в серии курсов, включенных в очную программу обучения специалистов по прикладному анализу поведения уровня ВСВА и сочетает теоретический материал с еженедельной  практикой и супервизиями сертифицированного специалиста ВСВА.

            Теоретическая часть модуля включает изучение основных принципов и концепций прикладного анализа поведения, базисных процедур обучения новым навыкам и коррекции проблемного поведения,  методов измерения поведения и сбора данных. Организация практики и супервизии в малых группах предоставляет студентам возможность сразу же применять изучаемый материал на практике. Практика проходит в объеме 10 часов в неделю, на каждые 20 часов практики предоставляется один час супервизии.
            В течение всего времени обучения студентам предоставляется доступ к интернет-ресурсу,  содержащему все материалы курса, дополнительную  литературу, тренировочные тесты, видеозаписи занятий с детьми и форум, на котором можно задавать вопросы преподавателю (http://www.abakurs.ru/course/view.php?id=33).
            По окончании модуля начинающий специалист будет обладать не только  теоретическими знаниями, но и практическим опытом. Полученные во время обучения часы практики и супервизии учитываются для международной сертификации ВАСВ (при условии успешно сданного экзамена).

Преподаватель курса и супервизор:
Мария Бульба, ВСВА, поведенческий аналитик, нейропсихолог. 






Структура курса
Лекции: два раза в неделю, по понедельникам и средам на базе центра "Наш Солнечный Мир", с 17.00 до 21.00. Курс также включает двухдневный практический тренинг.
Практика: 10 часов в неделю, включая непосредственную реализацию программ, работу с документацией, сбор данных, чтение тематической литературы.
Супервизии:  индивидуальные и в малых группах.

Сроки проведения: с 15 марта до 24 апреля.

Курс будет проведен при условии формирования учебной группы.

Стоимость курса 36000 рублей.
Расписание

Неделя
Лекция
Дата
Время
1
Введение
15 марта
17-21
2
Поведение и окружающая среда
20 марта
22 марта

3
Базисные принципы обучения
27 марта
17-21
4
Методология использования поощрений
29 марта
17-21
5
Использование подсказок
3 апреля
17-21
6
Формирование поведения и поведенческие цепочки
5 апреля

7
Методы DTT и случайное обучение
10 апреля
17-21
8
Коррекция нежелательного поведения
Профессиональные обязанности
12 апреля
17 апреля
17-21
8
Тренинг
22-23 апреля
17-21
9
Экзамен
24 апреля
17-21