ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Эмоциональные расстройства и поведенческая терапия

Эмоциональные расстройства, такие как депрессия, фобии, обсессивно-компульсивные расстройства и тревога часто сопровождают диагноз "Аутизм". Дети с аутизмом очень часто проявляют беспокойство в таких ситуациях, в которых дети с обычным развитием реагируют абсолютно спокойно. Такие обыденные действия, как стрижка ногтей, волос, поход в супермаркет за покупками, или необычное расположение мебели в комнате могут вызвать у ребенка чувство тревоги и страха, и это прямым образом отразится на его поведении.

 У ребенка расширяются глаза, сердце начинает сильно стучать, он начинает плакать, или вырываться, и обычно, пока источник страха не исчезнет, ребенок на успокоится. В таких ситуациях обычно ничего не помогает для того, что бы успокоить ребенка, кроме как убрать источник беспокойства.
Обычно эмоциональные расстройства принято лечить психологическими, либо медикаментозными методами, в то время, как поведенческое вмешательство не воспринимается, как эффективный метод лечения. Несмотря на это, поведенческие методы лечения эмоциональных расстройств могут существенно облегчить симптомы, в особенности у детей с аутизмом, которые бывают невосприимчивы к психотерапии.

Эмоциональные расстройства на языке прикладного анализа поведения представляют собой следующую интеракцию:
Одним из первых и самых главных методов работы в данном случае является определение тех самых триггеров, которые вызывают это поведение. Это может быть определенная песня по радио, или вид парикмахерской, или темный угол в магазине.
Кроме этого, мы должны научить ребенка оставаться спокойным, т.е. контролировать автоматические реакции своего организма, для того, что бы ребенок мог спокойно реагировать на тот самый триггер. И последнее - нам нужно выбрать другие стимулы, которые могут усиливать спокойное поведение ребенка в присутствии триггера.

Весь этот процесс обучения построен на принципе десенситизации - постепенного обнаружения триггера и усиления спокойного поведения.

На первом этапе мы обучаем ребенка, что значит оставаться спокойным. То есть, нашей целью будет сопоставление понятия "спокойный" с состоянием организма ребенка. Для этого мы должны создать такую ситуацию, в которой ребенок может оставаться неподвижным и глубоко и спокойно дышать. Можно положить ребенка на кровать или на пуф, и спокойными поглаживаниями и нажимами на руки и ноги ребенка помочь ему успокоится (сделать что-то типа массажа). Во время этого нужно приговаривать - "Молодец! Сейчас ты спокоен!" - тоже спокойным и тихим голосом. Естественно, эту ситуацию нужно создавать только в том случае, если триггера и близко не существует, иначе ребенок не сможет расслабиться, и научиться что значит быть спокойным. Кстати, научиться расслабляться может любой ребенок, несмотря на проблемы с речью и мышлением. Не нужно переживать, что ребенок не поймет. Нужно выполнять последовательно, и если у ребенка получается успокоиться и расслабиться - использовать его любимые поощрения.

На втором этапе нужно продумать, каким образом можно постепенно обнаружить триггер. Например, если триггер - это приближение маникюрных ножниц к ногтям ребенка, то нужно проверить к какому виду этого стимула у ребенка не проявляется эмоциональная реакция. Например, когда ребенок просто видит эти ножницы перед собой, он тоже начинает плакать? Если да - то на каком расстоянии должны быть эти ножницы, чтобы ребенок начал плакать? И если ребенок плачет, не важно, на каком расстоянии ножницы - плачет ли он, когда он видит эти ножницы на картинке? И так далее. После того, как определился тот уровень триггера, который не вызывает у ребенка эмоциональную реакцию - мы можем продвигаться дальше.

На третьем этапе, мы уже начинаем непосредственно работать над обнаружением стимула и усилением спокойного поведения. Мы выбираем слабый стимул, обнаружение которого скорее всего не вызовет беспокойную реакцию, предупреждаем ребенка, что сейчас этот стимул появится, и просим его оставаться спокойным. Например: "Сейчас я покажу тебе ножницы, но ты должен сидеть спокойно!". После этого мы показываем этот стимул на несколько секунд, и убираем его. Если ребенок остался спокойным - он получает поощрение. Если ребенок начал волноваться - повторяем процедуру еще раз. И так до тех пор, пока ребенок не научится оставаться спокойным в присутствии этого стимула. То есть, если мы показываем ребенку маникюрные ножницы на 2 секунды, и он остается спокойным - следовательно, можно продвигаться дальше.
На следующих этапах нужно продолжать обнаруживать все более и более сильный триггер, при условии, что ребенок спокойно реагирует на предыдущий уровень триггера - пока не придем к тому самому уровню триггера, который раньше вызывал самую сильную эмоциональную реакцию. Переход от одного уровня к другому осуществляется только когда ребенок остается спокойным в присутствии прежнего уровня триггера. Но если случилось так, что мы решили продвинуться, т.к. ребенок научился быть спокойным на одном уровне, а следующий уровень вызывает у него реакцию беспокойства - то мы не можем возвращаться к предыдущему уровню, а продолжим работать над новым уровнем до тех пор, пока он не перестанет вызывать эту реакцию.

Таким образом, последовательное продвижение от одного уровня к другому, усиление альтернативного поведения и настойчивость позволяют нам обучить ребенка преодолевать те тревоги и страхи, и в конечном итоге предоставляют ему больше возможностей для успешной интеграции в обществе и более качественного уровня жизни.

2 коммент.:

В этом смысле поведенческая терапия очень близко "граничит" с сенсорной интеграцией. Особенно если рассматривать такие поведенческие реакции как избегание прикосновений, резка негативные реакции на прикосновения.

Это психокоррекционный метод систематической десенсибилизации, написанный простыми, понятными, человеческими словами. Спасибо, Юля. Не перестаю удивляться Вашей способности объяснять :)

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.