Аутизм, по определению, является неизлечимой болезнью. Поэтому, само понятие "лечение аутизма" является неоднозначным, многогранным и спекулятивным. Возможно ли излечение от этой болезни? Может ли ребенок, у которого диагностировали "Аутизм" в один прекрасный день стать "нормальным" ребенком. И что такое "нормальный" ребенок? Ребенок, который разговаривает, не крутит колеса, и вышивает крестиком?
Для того, что бы уйти от ненужных споров, а также для поддержания духа и надежды у многоуважаемых родителей, ищущих исцеления для дорогих чад, определим "излечение" как "достижение уровня интеллигенции, соответствующего возрастной норме и отсутствие поведенческих признаков подходящих по все критерии для постановки диагноза "Аутизм".
С другой стороны небольшой процент родителей и большой процент членов "Всемирной Ассоциации Людей с Аутизмом" считают, что детей с аутизмом вообще не следует "лечить", "менять" и "приводить в норму", а воспринимать их такими, какие они есть. То есть, не стремиться искоренить те поведения, которые определяют ребенка как принадлежащего к аутистическому спектру, а видеть в них неотъемлемую часть его личности и характера.
В любом случае, принятие решения о том, лечить или не лечить это прерогатива родителей, и выбор метода лечения является дилеммой намного большей сложности, чем решение о лечении.
Существует несколько десятков методов лечения аутизма, причем у каждого из методов есть свои поклонники и противники. Несмотря на то, что эффективность многих методов лечения не доказана в научной литературе, адепты этих методов активно применяют их на практике, поддерживая историями об исцелении детей с аутизмом. С другой стороны, те немногие методы, эффективность которых все же доказана, далеко не всегда применяются и рекомендуются, из-за нелепых стигм и стереотипов. Некоторые родители пытаются "угнаться за несколькими зайцами" сразу, и пробуют все возможные терапии доступные на данный момент - вдруг что-нибудь да поможет.
Профессионалы рекомендуют основывать выбор терапии все же на подтвержденных научных доказательствах, а не на "сарафанном радио", но выбор - он и есть выбор, и не всегда он рационален и научен. Все нижеперечисленные терапии используются для лечения аутизма, или, если определить точнее, для уменьшения симптомов аутизма, и первый шаг при принятии решения подходит ли данная терапия ребенку или нет - в рассмотрении всего ассортимента.
Поведенческие терапии:
- -Прикладной анализ поведения – Applied Behavior Analysis (ABA)
- -Домашняя интенсивная поведенческая программа – Home-based Intensive Behavioral Treatment (IBT)
- -Школьная интенсивная поведенческая программа - School-based Intensive Behavioral Treatment
- -Обучение основным реакциям – Pivotal Response Treatment (PRT)
- -Парадигма натурального обучения – Natural Learning Paradigm (NLP)
- -Позитивная поддержка поведения – Positive Behavior Support (PBS)
- -Обучение вербального поведения – Verbal Behavior Therapy
- -Обучение беглости реакций – Fluency Training
Следует заметить, что все разновидности поведенческой терапии являются различными методами обучения, и варьируются в зависимости от разновидности навыков, которые необходимо обучить. Так, например, домашняя поведенческая терапия может включать в себя метод "Натурального обучения" - для усиления навыков коммуникации, а также тренировку беглости - для улучшения быстроты реакций.
Терапии, в которых ребенок выполняет роль "ведущего":
- - Модель Гриншпана – Greenspan, "floor-time", DIR
- - Опшен / Сон-Райз – Options Institute / Son-Rise programm
- - Развитие взаимоотношений – Relationship Development Interventions
- - Программа "Обучения говорить" – Learning to Speak program.
Частично, в данных терапиях все действия ребенка, включая стереотипные занятия, являются основой для возникновения социальной интеракции между ним и окружающими, и благодаря развитию первичной интеракции и взаимодействия, ребенок "отрывается" навстречу окружающему миру и, таким образом, начинает развиваться.
Био-медицинские терапии:
- Без-казеиновая и без-глютеновая диета - БКБГ
- Диета дефицита питательных веществ
- Кетогеническая диета
- Хелирование - Chelation
- Внутривенное иммуноглобулиновое лечение
- Секретин
- Витамин В6
- Магнезиум
Для всех биомедицинских терапий, исключая хелирование, не существует противопоказаний. Хелирование, то есть процедура для вывода тяжелых металлов из организма ребенка, может нанести непоправимый вред здоровью ребенка, в случае, если у ребенка нет хронического отравления тяжелыми металлами.
Различные терапии:
- Аудиторная интеграция
- Кранио-сакральная терапия
- Дельфинотерапия
- Сенсорная интеграция
- Холдинг-терапия
- Визуальная терапия
- Музыкальная терапия
- Терапия с помощью искусства
- Терапия с помощью животных
- Трудо-терапия – Occupation Therapy
Некоторые виды из вышеперечисленных терапий не применяются так широко, как, скажем, поведенческая терапия. Некоторые виды терапий, в которых используются интересы ребенка - музыка, искусство, животные, сенсорные ощущения - иногда очень интересуют ребенка, и получая их, ребенок получает удовольствие. Но далеко не всегда данные виды терапий эффективно уменьшают симптомы аутизма.
Американская ассоциация о научном подходе к лечению аутизма - Association for Science in Autism Treatment (ASAT) является ведущей некоммерческой организацией, основной целью которой является подтверждение эффективности той или иной терапии для лечения детей с аутизмом. Родители и специалисты, которых интересует научный подход и доказательства эффективности, могут получить данную информацию .











