ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Как повысить эффективность обучения? Обучение без ошибок


На заре развития АВА, когда обучение детей с аутизмом проводилось по методу Ловааса, методология обучения была совсем другой. В АВА использовались множественные повторяющиеся блоки (Discrete Trials), и моногократные повторения одной и той же инструкции. Если ребенок не реагировал, или не выполнял реакцию, педагог реагировал повышением голоса и четким "Нет!". Если ребенок выполнял какие-то самостимулятивные действия, в приказном порядке давалась инструкция "Руки на место!" ("Hands quiet!"). А для того, чтобы привлечь внимание ребенка, использовались инструкции "Посмотри на меня!" или серия движений на имитацию.

Занятия по АВА, действительно, выглядели как дрессировка, или жесткая муштра, и основной причиной этому было отсутствие подсказок или неправильное их использование:


В современном АВА подсказки используются как один из основных инструментов обучения, и являются неотъемлемым компонентом любой поведенческой методологии, как для обучения новым навыкам, так и для коррекции поведения. "Обучение без ошибок" - Errorless Learning позволяет не только быстро и эффективно обучить ребенка новому навыку, но и делает процесс обучения более приятным для ребенка.

Основой метода "Обучение без ошибок" является частое и интенсивное использование подсказок. Благодаря подсказкам у ученика с самого начала появляются правильные реакции, которые незамедлительно закрепляются с помощью поощрений.

Все педагоги и родители, которые занимаются с детьми с аутизмом, сталкивались с ситуацией, когда у аутичного ребенка возникает нежелательное поведение при виде тех или иных заданий или требований. Данное поведение возникает в тех случаях, когда задание или инструкция являются новыми, и ребенок еще не умеет выполнять данное задание, или эти задания являются сложными, и ребенок испытывает затруднения каждый раз, когда от него требуется их выполнять. Например, учитель положил на стол разноцветные карточки, чтобы ребенок тренировал сопоставление по цветам. А ребенок смахивает эти карточки со стола, или кричит и бьет себя по голове. К этой ситуации может привести только неправильное использование подсказок или их отсуствие, а также неправильный выбор уровня сложности задания. Отсюда, для того, чтобы предотвратить данную ситуацию учитель должен часто и интенсивно использовать подсказки. Использование подсказок уменьшает вероятность появления неправильных реакций и понижает вероятность возникновения нежелательного поведения, связанного с избеганием заданий.

Метод применения "Обучения без ошибок" прост. Нужно:

Обучение без ошибок
  • 1. Дать ребенку инструкцию
  • 2. Незамедлительно дать сильную подсказку.
  • 3. И как только ребенок выполняет нужное действие - дать поощрение.


Основной сложностью здесь является своевременное и последовательное уменьшение подсказки - Fading. Если постоянно предоставлять подсказку на одном и том же уровне, то у ребенка развивается зависимость от подсказок, и он так и не сможет выполнить нужные действия самостоятельно.

Уменьшение подсказок может происходить следующим образом:

  • "От наибольшей до наименьшей" – Most –to-Least.

В данном способе вначале используется самая сильная подсказка, для того что бы реакция произошла в любом случае. Как только реакция произошла - в следующий раз используется более слабая подсказка. И так далее, пока реакция начнет происходить самостоятельно.

  • Постепенное физическое направление - Gradual Physical Guidance.

В этом способе применения подсказок используется полное физическое сопровождение движений ребенка (рука на руке), и постепенно физическое сопровождение ослабевает и меняет точки прикосновения.

  • Временная задержка подсказки – Time Delay.

Вначале подсказка дается мгновенно после инструкции, но при последующем обучении подсказка задерживается на несколько секунд, для того, что бы реакция опередила подсказку. Если в эти мгновения появляется реакция - значит, отпадает потребность в подсказке. Если же реакции не происходит - значит снова дается подсказка.
Обучение без ошибок

Важно изначально продумать весь процесс уменьшения подсказки, и выбрать один из методов. Если пытаться уменьшать подсказку всеми способами, то может возникнуть путаница, и это затруднит процесс обучения.

Видеопример использования метода "Обучение без ошибок":

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.