Аутизм и АВА - это сиамские близнецы-братья. Так, по крайней мере, думает большинство населения планеты, каким-либо образом связанная с аутизмом. Кроме небольшой группы аналитиков поведения, которым удается отделить прикладной анализ поведения, как науку, восприятие и образ мышления от применения обучающих программ основанных на базисных принципах АВА для обучения детей с аутизмом. И, как ни смешно это звучит, 90 % этих аналитиков именно тем и занимаются, что обучают детей с аутизмом.
Итак, что же такое АВА? АВА - это научный подход, который на постоянной основе ищет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде, и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Для АВА абсолютно не важно как называется то или иное поведение - "эхолалия", "галлюцинации", "симптом аутизма", или как-нибудь еще. Главное - это то, что поведение существует - его можно измерить (частоту, продолжительность, латентность), описать, и определить какие факторы его вызывают и усиливают. После этого попытаться изменить эти факторы, и посмотреть, что получится. Интересно, не правда ли?
И возвращаясь к теме аутизма - почему поведенческий подход признан самым эффективным лечением? Потому, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные, у каждого из детей свои характерные поведения и своя характерная окружающая среда, и если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.
Но в АВА есть одна "фишка" которая и вводит население в заблуждение - "Поведенческие технологии". Это не использование компьютера или iPhone для записи данных. Это возможность обучить людей, которые и понятия не имеют о базисных принципах обучения, и воспринимают конфету как "положительное подкрепление", а крики на ребенка - как "отрицательное подкрепление", как правильно и эффективно применять поведенческие принципы для обучения. Черт с ним, пусть считают, что крики - это что-то отрицательное, главное чтобы они этого не делали, когда не нужно, а четко выполняли инструкции и действовали определенным образом в нужный момент. Другими словами, даже люди, которые не умеют анализировать связи между поведением и окружающей средой, могут применять поведенческие методы на практике. Поэтому, многие, которые успешно применяют поведенческие технологии, такие как тестирование первоначальных навыков (ABLLS, VB-MAPP), программы по обучению из книг Ловааса, Моррис, и других, ошибочно могут воспринимать свою работу как анализ поведения.
Международная Комиссия по Анализу Поведения - BEHAVIOR ANALYST CERTIFICATION BOARD установила профессиональные стандарты для тех, кто считает себя аналитиком поведения. Привожу данный список (Task List) в свободном переводе (источник находится здесь):
Профессиональные стандарты специалиста по АВА
(4-е издание)
Обязанности по отношению к клиенту
1. Определение проблемы. | |
A-01 | Просмотр записей и доступной информации (включая паспортные данные пациента, направление на обследование, суть проблемы, с которой был направлен клиент, шкалы оценки поведения, анкеты и опросы). |
A-02 | Рассмотрение биологических факторов, которые могут влиять на поведение клиента. |
A-03 | Проведение предварительной оценки поведения клиента с целью определения поведенческой проблемы. |
A-04 | Объяснение поведенческих концепций, используя обыденные обороты речи |
A-05 | Описание и объяснение поведения, включая приватные события, с помощью поведенческих (не-менталистских) терминов. |
A-06 | Предоставление услуг в сфере поведенческого анализа в сотрудничестве с другими специалистами, которые заняты лечением данного клиента. |
A-07 | Практика в рамках профессиональной компетенции в прикладном анализе поведения, и получение консультаций, супервизии, тренинга, или направление клиента к другому специалисту. |
A-08 | Изменение условий окружающей среду, которые в будущем уменьшат потребность в предоставлении услуг в сфере поведенческого анализа. |
2. Измерения. | |
B-01 | Выбор системы измерения для получения показательных данных на основе измерений поведения и логистики наблюдения и записи. |
B-02 | Выбор частоты наблюдения и периодов записи данных. |
B-03 | Выбор отображения данных, которое эффективно представляет количественные сoотношения. |
B-04 | Оценка изменений уровня, направления и непостоянства данных |
B-05 | Оценка временных отношений между наблюдаемыми переменными (в сессии наблюдения и между сессиями, серии временных блоков). |
3. Оценка | |
C-01 | Дать определение поведения в конкретных терминах. |
C-02 | Дать определение экологических факторов в конкретных терминах. |
C-03 | Разработка процедур оценки поведения на индивидуальной основе. |
C-04 | Разработка способов измерения существующих между факторами в окружающей среде и поведением. |
C-05 | Разработка способов оценки, которые изменяют предшествующие факторы. |
C-06 | Разработка способов оценки, которые изменяют последствия. |
C-07 | Разработка способов оценки, которые изменяют предшествующие факторы и последствия. |
C-08 | Организация, анализ и интерпретация наблюдений. |
C-09 | Предоставление рекомендаций в отношении поведения, которое должно быть заложено, укреплено, усилено или ослаблено. |
C-10 | Распознавание мотиваторов (наблюдение, оценка предпочтений или выбора) |
C-11 | Введение оценки усилителей. |
C-12 | Повторение оценки, основываясь на постоянном отслеживании прогресса. |
4. Вмешательство | |
D-01 | Обозначение желаемых последствий терапевтического вмешательства в наблюдаемых и измеряемых терминах. |
D-02 | Подбор потенциальных терапевтических стратегий основанных на результатах оценки и на наиболее точных исследованиях в литературе. |
Высказывание рекомендаций и выбора стратегий вмешательства основываясь на: | |
D-03 | Анализе задания |
D-04 | Предпочтений клиента |
D-05 | Навыков в настоящее время |
D-06 | Поддержки в окружающей среде |
D-07 | Ограничений ресурсов и возможностей окружающих |
D-08 | Социальной значимости |
D-09 | Обозначение и принятие в расчет практические и этические соображения во время использования вида эксперимента для демонстрации эффективности лечения. |
D-10 | Выбор приемлемого альтернативного поведения в случае уменьшения нежелательного поведения. |
D-11 | Подготовка к обобщению стимулов и реакций |
D-12 | Подготовка поддержки поведения на необходимом уровне. |
D-13 | Выбор пика желательного поведения как цели интервенции. |
D-14 | Установление учебных процедур для продвижения производительного обучения. |
D-15 | Интерпретация и принятие решений на основе информации представленной в разных форматах. |
5. Осуществление, администрация и супервизия | |
E-01 | Ведение документации поведенческого сервиса. |
E-02 | Определение условий ведущих поведение от от условий ответственных за применение процедур для изменения поведения и видов вмешательства соответственно. |
E-03 | Разработка и использование компетентного тренинга для персон ответственных за поведенческую оценку и применение поведенческих процедур. |
E-04 | Разработка и использование мониторинга выполнения и систем поощрения. |
E-05 | Разработка и использование систем для отслеживания процедуральной целостности. |
E-06 | Предоставление супервизии для выполняющих поведенческие процедуры. |
E-07 | Оценка эффективности программы. |
E-08 | Учреждение поддержки для сервиса анализа поведения с помощью персон связанных напрямую или не связанных с этим сервисом. |
E-09 | Заручиться поддержкой окружающих для поддержки поведения клиента в натуральной среде. |
E-10 | Подготовка организованного прекращения сервиса в случае отсутствия надобности. |
Базисные навыки поведенческого аналитика
Измерения | |
M-01 | Измерение частоты |
M-02 | Измерение периодичности |
M-03 | Измерение длительности |
M-04 | Измерение латентности |
M-05 | Измерения времени между реакциями |
M-06 | Измерение процента появления |
M-07 | Измерения проб до критерия |
M-08 | Определение уровня согласованности наблюдателей |
M-09 | Оценка аккуратности и достоверности процедур измерения |
M-10 | Разработка, планирование и интерпретация данных с помощью равно-интервальных графиков. |
M-11 | Разработка, планирование и интерпретация данных с помощью кумулятивной записи данных. |
M-12 | Разработка и применение прерывающихся методов наблюдения (например, частичный & цельный интервал, моментальные временные пробы) |
M-13 | Разработка и применение избирательных измерений |
M-14 | Разработка и применение непрерывных наблюдательных измерений |
M-15 | Разработка и применение записи событий |
Разработка / построение эксперимента | |
X-01 | Использование характеристик прикладного анализа поведения (Баер, Вольф и Ризли, 1968) для оценки вмешательства и определения как поведенческого. |
X-02 | Просмотр релевантной литературы и интерпретация статей из поведенческо-аналитической литературы. |
X-03 | Систематическая манипуляция независимых факторов для демонстрации влияния на зависимые факторы. |
X-04 | Использование обратного вида эксперимента |
X-05 | Использование реверсального вида эксперимента |
X-06 | Использование переменного вида эксперимента |
X-07 | Использования вида эксперимента с изменением критериев |
X-08 | Использование вида эксперимента множественного уровня |
X-09 | Использование вида эксперимента многочисленных проб |
X-10 | Использование комбинаций различных видов эксперимента. |
X-11 | Применение анализа компонентов (определение эффективных компонентов вмешательства) |
X-12 | Применение анализа параметров (определение эффективных параметров последствий, например продолжительности или величины) |
Соображения по поводу процедур изменения поведения | |
TC-01 | Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам усиления поведения. |
TC-02 | Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам ослабления поведения / наказания. |
TC-03 | Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам прекращения усиления поведения. |
Основные элементы изменения поведения | |
TE-01 | Использование положительного и отрицательного усиления |
TE-02 | Использование подходящих параметров и расписаний усиления |
TE-03 | Использование подсказок и прекращение использования подсказок |
TE-04 | Использование моделирования и имитации |
TE-05 | Использование формирования реакции |
TE-06 | Использование обучения цепочек поведения |
TE-07 | Использование анализа задания |
TE-08 | Использование отдельных блоков и обучения свободных действий |
TE-09 | Использование вербальных действий как основы для оценки речевых навыков. |
TE-10 | Закрепление эхоического контроля стимула |
TE-11 | Использование МАНД тренинга |
TE-12 | Использование ТАКТ тренинга |
TE-13 | Использование интравербального тренинга |
TE-14 | Использование тренинга для обучения слушателя |
TE-15 | Использование положительного и отрицательного ослабления / наказания |
TE-16 | Распознавание и использование наказаний |
TE-17 | Использование подходящих параметров и расписаний наказания |
TE-18 | Использование процедуры прекращения усиления |
TE-19 | Использование комбинации усиления, наказания, и прекращения усиления. |
TE-20 | Использование расписаний усиления независимых от реакций (на временной основе) |
TE-21 | Использование дифференциального усиления (DRH, DRA, DRI, DRL, DRO) |
Специфические процедуры для изменения поведения | |
TP-01 | Использование поведенческого вмешательства, основанного на манипуляции предшествующих факторов - контекстуальные или экологические переменные, мотивационные операции, и определенные стимулы. |
TP-02 | Использование процедур различия стимулов |
TP-03 | Использование инструкций и правил |
TP-04 | Использование поведенческих контрактов |
TP-05 | Использование независимых, взаимозависимых и зависимых групповых контрактов |
TP-06 | Использование процедур эквивалентности стимулов |
TP-07 | Планирование эффектов поведенческого контраста |
TP-08 | Использования соответствующего закона и распознавание факторов влияющих на выбор |
TP-09 | Организация высоковероятных и маловероятных последовательностей требований для увеличения или ослабления поведения. |
TP-10 | Использование принципа Примака. |
TP-11 | Использование процедур совместимости стимулов для установления новых обусловленных усилителей (людей, жетонов, призов, занятий). |
TP-12 | Использование безошибочных процедур обучения |
TP-13 | Использование сопоставления по образцу. |
Системы изменения поведения | |
TS-01 | Использование стратегий саморегулирования |
TS-02 | использование жетонов и других обусловленных систем поощрений (TAG TEACH) |
TS-03 | Использование Прямого обучения |
TS-04 | Использование Точного обучения |
TS-05 | Использование персональной системы обучения |
TS-06 | Использование техник случайного обучения |
TS-07 | Использование процедур обучения функциональной коммуникации |
TS-08 | Использование дополнительных систем коммуникации |
Основополагающие знания, сопровождающие выполнение задач прикладного аналитика.
Объяснять и поступать в соответствие с философскими положениями анализа поведения: | |
F-01 | Закономерность поведения |
F-02 | Селекционизм (филогенный, онтогенный, культурный) |
F-03 | Детерминизм |
F-04 | Емпирицизм |
F-05 | Краткость |
F-06 | Прагматизм |
F-07 | Экологические объяснения поведения (в противоположность менталистским) |
F-08 | Различие между радикальным бихеворизмом, методологическим бихейворизмом и структурализмом |
F-09 | Различие между концептуальным анализом поведения, експериментальным анализом поведения, прикладным анализом поведения, и поведенческими технологиями. |
Определить и привести примеры: | |
F-10 | Поведения, реакции, класса реакций |
F-11 | Окружающей среды, стимула, и класса стимулов. |
F-12 | Эквивалентности стимулов |
F-13 | Респондантные связи (US, UR) |
F-14 | Респондантное обусловливание (CS, CR) |
F-15 | Оперантное обусловливание |
F-16 | Респондантно-оперантные интеракции |
F-17 | Необусловленное усиление |
F-18 | Обусловленное усиление |
F-19 | Необусловленное наказание |
F-20 | Обусловленное наказание |
F-21 | Расписания усилителей и наказаний |
F-22 | Прекращение усиления |
F-23 | Автоматические условия (обусловливание проишодящее в отсутствие заранее продуманных условий) |
F-24 | Контроль стимулов |
F-25 | Множественные эффекты одиночного стимула |
F-26 | Необусловленные мотивационные операции |
F-27 | Обусловленные мотивационные операции |
F-28 | Транситивные, рефлексивные, и суррогатные мотивационные операции. |
F-29 | Различие между определенным стимулом и мотивационными операциями |
F-30 | Различие между мотивационными операциями и эффектами усиления |
F-31 | Поведенческие условия |
F-32 | Близость |
F-33 | Функциональные связи |
F-34 | Различие условий |
F-35 | Различие стимулов |
F-36 | Обобщение реакций |
F-37 | Обобщение стимулов |
F-38 | Поведенческий контраст |
F-39 | Поведенческий момент |
F-40 | Закон сопоставления |
F-41 | Условная поведенческая модификация |
F-42 | Поведение обозначенное правилами |
Различие между вербальными и невербальными действиями: | |
F-43 | Эхо и имитация |
F-44 | Манд |
F-45 | Такт |
F-46 | Интравербальные действия |
Концепции измерений | |
F-47 | Установление преимуществ и недостатков использования продолжительных процедур и непродолжительных процедур измерения поведения (частичный и цельный интервал измерения, моментальный образец) |
F-48 | Различие измеряемых измерений поведения (частота, продолжительность, латентность, и время между реакциями). |
F-49 | Оценка изменений уровня, направления и постоянства данных |
F-50 | Оценка временных отношений между наблюдаемыми переменными (в пределах и в период между сессиями, временных рядов). |
Ежедневную профессиональную практику аналитик поведения основывает на этих стандартах - без исключения. Тем более те, кто официально сертифицирован международной комиссией. Только основывая свою практику на этих стандартах можно быть уверенным, что профессиональная практика не повредит клиенту, и что вероятность применения эффективных методов увеличивается.
Как стать профессионалом в АВА?
Подробно можно почитать на сайте: www.bacb.com
Вкратце - дело в следующем. Для того, что бы получить сертификат от международной комиссии - нужно всего лишь сдать сертификационный экзамен (на английском). Сертификационный стандарт есть двух уровней - ВСВА и ВСАВА. Для ВСВА требуется более сложный уровень подготовки, и экзамен, соответственно более сложный.
Что нужно для того, что бы получить доступ к экзамену?
Для ВСАВА:
1. Первая ученая степень
2. 135 часов теоретических курсов
3. 500-1000 часов практики под супервизией опытного сертифицированного аналитика, у которого уже есть сертификат ВСВА.
Для ВСВА:
1. Вторая ученая степень.
2. 225 часов теоретических курсов.
3. 600 - 1500 часов практики под супервизией опытного сертифицированного аналитика, у которого уже есть сертификат ВСВА.
Подробности о том, в каких учебных заведениях преподают курсы для подготовки на сертификацию, и сколько часов практики необходимо, в какой области ученая степень, и где найти опытного сертифицированного аналитика, у которого уже есть сертификат ВСВА - все написано здесь: www.bacb.com
Важно отметить, что начиная с 2015 года профессиональные требования усложняться, и от "абитуриентов" будут требоваться дополнительные часы обучения и практики.
Но и эти еще не все. Мало получить сертификат и повесив его на стенку, им гордится. Сертификат выдается на три года, и в течение этих трех лет нужно продолжать обучение - присутствовать на конференциях и семинарах, обучать других, и обучаться на дополнительных курсах для того чтобы сертификационная комиссия продлила срок действия выданного сертификата.
Поэтому, АВА как профессия - это для смелых, напористых и целеустремленных людей, которые хотят изменить мир и достичь лучшей жизни для всех живущих на земле.
Записаться на очные и дистанционные курсы
Записаться на очные и дистанционные курсы