ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA

АВА как профессия

Аутизм и АВА - это сиамские близнецы-братья. Так, по крайней мере, думает большинство населения планеты, каким-либо образом связанная с аутизмом. Кроме небольшой группы аналитиков поведения, которым удается отделить прикладной анализ поведения, как науку, восприятие и образ мышления от применения обучающих программ основанных на базисных принципах АВА для обучения детей с аутизмом. И, как ни смешно это звучит, 90 % этих аналитиков именно тем и занимаются, что обучают детей с аутизмом.

Итак, что же такое АВА? АВА - это научный подход, который на постоянной основе ищет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде, и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Для АВА абсолютно не важно как называется то или иное поведение - "эхолалия", "галлюцинации", "симптом аутизма", или как-нибудь еще. Главное - это то, что поведение существует - его можно измерить (частоту, продолжительность, латентность), описать, и определить какие факторы его вызывают и усиливают. После этого попытаться изменить эти факторы, и посмотреть, что получится. Интересно, не правда ли?

И возвращаясь к теме аутизма - почему поведенческий подход признан самым эффективным лечением? Потому, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные, у каждого из детей свои характерные поведения и своя характерная окружающая среда, и если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.

Но в АВА есть одна "фишка" которая и вводит население в заблуждение - "Поведенческие технологии". Это не использование компьютера или iPhone для записи данных. Это возможность обучить людей, которые и понятия не имеют о базисных принципах обучения, и воспринимают конфету как "положительное подкрепление", а крики на ребенка - как "отрицательное подкрепление", как правильно и эффективно применять поведенческие принципы для обучения. Черт с ним, пусть считают, что крики - это что-то отрицательное, главное чтобы они этого не делали, когда не нужно, а четко выполняли инструкции и действовали определенным образом в нужный момент. Другими словами, даже люди, которые не умеют анализировать связи между поведением и окружающей средой, могут применять поведенческие методы на практике. Поэтому, многие, которые успешно применяют поведенческие технологии, такие как тестирование первоначальных навыков (ABLLS, VB-MAPP), программы по обучению из книг Ловааса, Моррис, и других, ошибочно могут воспринимать свою работу как анализ поведения.

Международная Комиссия по Анализу Поведения  - BEHAVIOR ANALYST CERTIFICATION BOARD установила профессиональные стандарты для тех, кто считает себя аналитиком поведения. Привожу данный список (Task List) в свободном переводе (источник находится здесь):

Профессиональные стандарты специалиста по АВА 
(4-е издание)
Обязанности по отношению к клиенту


1. Определение проблемы.
A-01
Просмотр записей и доступной информации (включая паспортные данные пациента, направление на обследование, суть проблемы, с которой был направлен клиент, шкалы оценки поведения, анкеты и опросы).
A-02
Рассмотрение биологических факторов, которые могут влиять на поведение клиента.
A-03
Проведение предварительной оценки поведения клиента с целью определения поведенческой проблемы.
A-04
Объяснение поведенческих концепций, используя обыденные обороты речи
A-05
Описание и объяснение поведения, включая приватные события, с помощью поведенческих (не-менталистских) терминов.
A-06
Предоставление услуг в сфере поведенческого анализа в сотрудничестве с другими специалистами, которые заняты лечением данного клиента.
A-07
Практика в рамках профессиональной компетенции в прикладном анализе поведения, и получение консультаций, супервизии, тренинга, или направление клиента к другому специалисту.
A-08
Изменение условий окружающей среду, которые в будущем уменьшат потребность в предоставлении услуг в сфере поведенческого анализа.


2. Измерения.
B-01
Выбор системы измерения для получения показательных данных на основе измерений поведения и логистики наблюдения и записи.
B-02
Выбор частоты наблюдения и периодов записи данных.
B-03
Выбор отображения данных, которое эффективно представляет количественные сoотношения.
B-04
Оценка изменений уровня, направления и
непостоянства данных
B-05
Оценка временных отношений между наблюдаемыми переменными (в сессии наблюдения и между сессиями, серии временных блоков).


3. Оценка
C-01
Дать определение поведения в конкретных терминах.
C-02
Дать определение экологических факторов в конкретных терминах.
C-03
Разработка процедур оценки поведения на индивидуальной основе.
C-04
Разработка способов измерения существующих между факторами в окружающей среде и поведением.
C-05
Разработка способов оценки, которые изменяют предшествующие факторы.
C-06
Разработка способов оценки, которые изменяют последствия.
C-07
Разработка способов оценки, которые изменяют предшествующие факторы и последствия.
C-08
Организация, анализ и интерпретация наблюдений.
C-09
Предоставление рекомендаций в отношении поведения, которое должно быть заложено, укреплено, усилено или ослаблено.
C-10
Распознавание мотиваторов (наблюдение, оценка предпочтений или выбора)
C-11
Введение оценки усилителей.
C-12
Повторение оценки, основываясь на постоянном отслеживании прогресса.


4. Вмешательство
D-01
Обозначение желаемых последствий терапевтического вмешательства в наблюдаемых и измеряемых терминах.
D-02
Подбор потенциальных терапевтических стратегий основанных на результатах оценки и на наиболее точных исследованиях в литературе.

Высказывание рекомендаций и выбора стратегий вмешательства основываясь на:
D-03
Анализе задания
D-04
Предпочтений клиента
D-05
Навыков в настоящее время
D-06
Поддержки в окружающей среде
D-07
Ограничений ресурсов и возможностей окружающих
D-08
Социальной значимости
D-09
Обозначение и принятие в расчет практические и этические соображения во время использования вида эксперимента для демонстрации эффективности лечения.
D-10
Выбор приемлемого альтернативного поведения в случае уменьшения нежелательного поведения.
D-11
Подготовка к обобщению стимулов и реакций
D-12
Подготовка поддержки поведения на необходимом уровне.
D-13
Выбор пика желательного поведения как цели интервенции.
D-14
Установление учебных процедур для продвижения производительного обучения.
D-15
Интерпретация и принятие решений на основе  информации представленной в разных форматах.


5. Осуществление, администрация и супервизия
E-01
Ведение документации поведенческого сервиса.
E-02
Определение условий ведущих поведение от от условий ответственных за применение процедур для изменения поведения и видов вмешательства соответственно.
E-03
Разработка и использование компетентного тренинга для персон ответственных за поведенческую оценку и применение поведенческих процедур.
E-04
Разработка и использование мониторинга выполнения и систем поощрения.
E-05
Разработка и использование систем для отслеживания процедуральной целостности.
E-06
Предоставление супервизии для выполняющих поведенческие процедуры.
E-07
Оценка эффективности программы.
E-08
Учреждение поддержки для сервиса анализа поведения с помощью персон связанных напрямую или не связанных с этим сервисом.
E-09
Заручиться поддержкой окружающих для поддержки поведения клиента в натуральной среде.
E-10
Подготовка организованного прекращения сервиса в случае отсутствия надобности.

Базисные навыки поведенческого аналитика


Измерения
M-01
Измерение частоты
M-02
Измерение периодичности
M-03
Измерение длительности
M-04
Измерение латентности
M-05
Измерения времени между реакциями
M-06
Измерение процента появления
M-07
Измерения проб до критерия
M-08
Определение уровня согласованности наблюдателей
M-09
Оценка аккуратности и достоверности процедур измерения
M-10
Разработка, планирование и интерпретация данных с помощью равно-интервальных графиков.
M-11
Разработка, планирование и интерпретация данных с помощью кумулятивной записи данных.
M-12
Разработка и применение прерывающихся методов наблюдения (например, частичный & цельный интервал, моментальные временные пробы)
M-13
Разработка и применение избирательных измерений
M-14
Разработка и применение непрерывных наблюдательных измерений
M-15
Разработка и применение записи событий


Разработка / построение эксперимента
X-01
Использование характеристик прикладного анализа поведения (Баер, Вольф и Ризли, 1968) для оценки вмешательства и определения как поведенческого.
X-02
Просмотр релевантной литературы и интерпретация статей из поведенческо-аналитической литературы.
X-03
Систематическая манипуляция независимых факторов для демонстрации влияния на зависимые факторы.
X-04
Использование обратного вида эксперимента
X-05
Использование реверсального вида эксперимента
X-06
Использование переменного вида эксперимента
X-07
Использования вида эксперимента с изменением критериев
X-08
Использование вида эксперимента множественного уровня
X-09
Использование вида эксперимента многочисленных проб
X-10
Использование комбинаций различных видов эксперимента.
X-11
Применение анализа компонентов (определение эффективных компонентов вмешательства)
X-12
Применение анализа параметров (определение эффективных параметров последствий, например продолжительности или величины)


Соображения по поводу процедур изменения поведения
TC-01
Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам усиления поведения.
TC-02
Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам ослабления поведения / наказания.
TC-03
Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам прекращения усиления поведения.


Основные элементы изменения поведения
TE-01
Использование положительного и отрицательного усиления
TE-02
Использование подходящих параметров и расписаний усиления
TE-03
Использование подсказок и прекращение использования подсказок
TE-04
Использование моделирования и имитации
TE-05
Использование формирования реакции
TE-06
Использование обучения цепочек поведения
TE-07
Использование анализа задания
TE-08
Использование отдельных блоков и обучения свободных действий
TE-09
Использование вербальных действий как основы для оценки речевых навыков.
TE-10
Закрепление эхоического контроля стимула
TE-11
Использование МАНД тренинга
TE-12
Использование ТАКТ тренинга
TE-13
Использование интравербального тренинга
TE-14
Использование тренинга для обучения слушателя
TE-15
Использование положительного и отрицательного ослабления / наказания
TE-16
Распознавание и использование наказаний
TE-17
Использование подходящих параметров и расписаний  наказания
TE-18
Использование процедуры прекращения усиления
TE-19
Использование комбинации усиления, наказания, и прекращения усиления.
TE-20
Использование расписаний усиления независимых от реакций (на временной основе)
TE-21
Использование дифференциального усиления (DRH, DRA, DRI, DRL, DRO)



Специфические процедуры для изменения поведения
TP-01
Использование поведенческого вмешательства, основанного на манипуляции предшествующих факторов - контекстуальные или экологические переменные, мотивационные операции, и определенные стимулы.
TP-02
Использование процедур различия стимулов
TP-03
Использование инструкций и правил
TP-04
Использование поведенческих контрактов
TP-05
Использование независимых, взаимозависимых и зависимых групповых контрактов
TP-06
Использование процедур эквивалентности стимулов
TP-07
Планирование эффектов поведенческого контраста
TP-08
Использования соответствующего закона и распознавание факторов влияющих на выбор
TP-09
Организация высоковероятных и маловероятных последовательностей требований для увеличения или ослабления поведения.
TP-10
Использование принципа Примака.
TP-11
Использование процедур совместимости стимулов для установления новых обусловленных усилителей (людей, жетонов, призов, занятий).
TP-12
Использование безошибочных процедур обучения
TP-13
Использование сопоставления по образцу.


Системы изменения поведения
TS-01
Использование стратегий саморегулирования
TS-02
использование жетонов и других обусловленных систем поощрений (TAG TEACH)
TS-03
Использование Прямого обучения
TS-04
Использование Точного обучения
TS-05
Использование персональной системы обучения
TS-06
Использование техник случайного обучения
TS-07
Использование процедур обучения функциональной коммуникации
TS-08
Использование дополнительных систем коммуникации


Основополагающие знания, сопровождающие выполнение задач прикладного аналитика.


Объяснять и поступать в соответствие с философскими положениями анализа поведения:
F-01
Закономерность поведения
F-02
Селекционизм (филогенный, онтогенный, культурный)
F-03
Детерминизм
F-04
Емпирицизм
F-05
Краткость
F-06
Прагматизм
F-07
Экологические объяснения поведения (в противоположность менталистским)
F-08
Различие между радикальным бихеворизмом, методологическим бихейворизмом и структурализмом
F-09
Различие между концептуальным анализом поведения, експериментальным анализом поведения, прикладным анализом поведения, и поведенческими технологиями.


Определить и привести примеры:
F-10
Поведения, реакции, класса реакций
F-11
Окружающей среды, стимула, и класса стимулов.
F-12
Эквивалентности стимулов
F-13
Респондантные  связи (US, UR)
F-14
Респондантное обусловливание (CS, CR)
F-15
Оперантное обусловливание
F-16
Респондантно-оперантные интеракции
F-17
Необусловленное усиление
F-18
Обусловленное усиление
F-19
Необусловленное наказание
F-20
Обусловленное наказание
F-21
Расписания усилителей и наказаний
F-22
Прекращение усиления
F-23
Автоматические условия (обусловливание проишодящее в отсутствие заранее продуманных условий)
F-24
Контроль стимулов
F-25
Множественные эффекты одиночного стимула
F-26
Необусловленные мотивационные операции
F-27
Обусловленные мотивационные операции
F-28
Транситивные, рефлексивные, и суррогатные мотивационные операции.
F-29
Различие между определенным стимулом и мотивационными операциями
F-30
Различие между мотивационными операциями и эффектами усиления
F-31
Поведенческие условия
F-32
Близость
F-33
Функциональные связи
F-34
Различие условий
F-35
Различие стимулов
F-36
Обобщение реакций
F-37
Обобщение стимулов
F-38
Поведенческий контраст
F-39
Поведенческий момент
F-40
Закон сопоставления
F-41
Условная поведенческая модификация
F-42
Поведение обозначенное правилами


Различие между вербальными и невербальными действиями:

F-43
Эхо и имитация
F-44
Манд
F-45
Такт
F-46
Интравербальные действия


Концепции измерений
F-47
Установление преимуществ и недостатков использования продолжительных процедур  и непродолжительных процедур измерения поведения (частичный и цельный интервал измерения, моментальный образец)
F-48
Различие измеряемых измерений поведения (частота, продолжительность, латентность, и время между реакциями).
F-49
Оценка изменений уровня, направления и
постоянства данных
F-50
Оценка временных отношений между наблюдаемыми переменными (в пределах и в период между сессиями, временных рядов).


Ежедневную профессиональную практику аналитик поведения основывает на этих стандартах - без исключения.  Тем более те, кто официально сертифицирован международной комиссией. Только основывая свою практику на этих стандартах можно быть уверенным, что профессиональная практика не повредит клиенту, и что вероятность применения эффективных методов увеличивается.

Как стать профессионалом в АВА?

Подробно можно почитать на сайте: www.bacb.com
Вкратце - дело в следующем. Для того, что бы получить сертификат от международной комиссии - нужно всего лишь сдать сертификационный экзамен (на английском). Сертификационный стандарт есть двух уровней - ВСВА и ВСАВА. Для ВСВА требуется более сложный уровень подготовки, и экзамен, соответственно более сложный.

Что нужно для того, что бы получить доступ к экзамену?

Для ВСАВА:
1. Первая ученая степень
2. 135 часов теоретических курсов
3. 500-1000 часов практики под супервизией опытного сертифицированного аналитика, у которого уже есть сертификат ВСВА.

Для ВСВА:
1. Вторая ученая степень.
2. 225 часов теоретических курсов.
3. 600 - 1500 часов практики под супервизией опытного сертифицированного аналитика, у которого уже есть сертификат ВСВА.

Подробности о том, в каких учебных заведениях преподают курсы для подготовки на сертификацию, и сколько часов практики необходимо, в какой области ученая степень, и где найти опытного сертифицированного аналитика, у которого уже есть сертификат ВСВА - все написано здесь: www.bacb.com

Важно отметить, что начиная с 2015 года профессиональные требования усложняться, и от "абитуриентов" будут требоваться дополнительные часы обучения и практики.

Но и эти еще не все. Мало получить сертификат и повесив его на стенку, им гордится. Сертификат выдается на три года, и в течение этих трех лет нужно продолжать обучение - присутствовать на конференциях и семинарах, обучать других, и обучаться на дополнительных курсах для того чтобы сертификационная комиссия продлила срок действия выданного сертификата.

Поэтому, АВА как профессия - это для смелых, напористых и целеустремленных людей, которые хотят изменить мир и достичь лучшей жизни для всех живущих на земле. 

 Записаться на очные и дистанционные курсы