Обучение игровых навыков является одним из наиболее сложных процессов в программе АВА для детей с Аутизмом. Одной из наиболее заметных харектеристик Аутизма является отсутствие спонтанной и разнообразной игры. По этому обучение игровых навыков требует особого подхода, иногда отличного от классического АВА.
Игра, по определению, является внутренне мотивированной, гибкой, спонтанной и добровольной. Тем не менее, среди многих педагогов и врачей существуют мнения, что поведенческие методы не способны обучить играть в настоящем смысле этого понятия. Зачастую дети с Аутизмом просто технически выполняют правила игры, в результате чего суть истинной игры бросается в глаза своим отсутствием. Отсюда, результатом поведенческого подхода в обучении игровых навыков является возникновение рутинного, "робото-подобного"поведения.
Важнейшей особенностью игры является то, что она не зависит от материалов, видов деятельности или контекстов, а скорее, от отношения самого игрока к ней как к игре. Должны существовать внутренние мотивационные факторы, а не обещание внешнего вознаграждения за выполнение той или иной части игры. Умение играть является истинно добровольным, которое проявляется во внимании к самому процессу игры, а не в ожидании ее окончания, когда появится возможность получить вознаграждение.
Игра включает в себя определенное освобождение от рамок реальности, приятное и безопасное времяпрепровождение, и активное вовлечение благодаря внутреннему интересу самих игроков. Все эти характеристики плохо соотносятся с характеристиками поведенческой интервенции - многократные повторения, внешние поощрения и отсутствием гибкости.
Однако, прежде чем перейти к обсуждению подходящих методик обучения, важно понять и отличать различные виды игр.
Одним из наиболее важных различий является различие между "функциональной" и "символической" играми.
Функциональная игра была определена как "использование объекта по его прямому назначению", в том числе использование миниатюрных предметов (например, ребенок берет кукольную расческу и расчесывает себе волосы, или пьет из кукольной бутылочки).
Символическая игра, которая появляется позже в типичном развитии, включает в себя использование предметов, как будто что-то еще. Существуют три вида символической игры:
1. Использование объекта, как если бы это было что-то другое (например, смотреть на коробку как будто это телевизор);
2. Приписывание свойств объектам, которыми они не обладают (например, дать кукле бутылочку, что бы она "покушала", или уложить куклу спать потому что она "устала");
3. Манипуляции с объектом, которого на самом деле не существует (например, движение руками перед собой, как будто крутя баранку автомобиля).
У детей с Aутизмом затруднения в символических играх являются большими, чем в функциональных играх. Эту разницу в литературе объясняют как в качестве доказательства основного дефицита в способности понимать намерения других людей, социальных ситуаций и законов, а так же характеризующую речевые проблемы у детей с Аутизмом (понимание конкретных и абстрактных понятий).
Принимая эти факторы к сведению, можно прийти к выводу, что обучение игровых навыков требует творческого подхода и взаимодействия с другими методиками обучения, о чем и пойдет речь в последующих статьях.
Игра, по определению, является внутренне мотивированной, гибкой, спонтанной и добровольной. Тем не менее, среди многих педагогов и врачей существуют мнения, что поведенческие методы не способны обучить играть в настоящем смысле этого понятия. Зачастую дети с Аутизмом просто технически выполняют правила игры, в результате чего суть истинной игры бросается в глаза своим отсутствием. Отсюда, результатом поведенческого подхода в обучении игровых навыков является возникновение рутинного, "робото-подобного"поведения.
Важнейшей особенностью игры является то, что она не зависит от материалов, видов деятельности или контекстов, а скорее, от отношения самого игрока к ней как к игре. Должны существовать внутренние мотивационные факторы, а не обещание внешнего вознаграждения за выполнение той или иной части игры. Умение играть является истинно добровольным, которое проявляется во внимании к самому процессу игры, а не в ожидании ее окончания, когда появится возможность получить вознаграждение.
Игра включает в себя определенное освобождение от рамок реальности, приятное и безопасное времяпрепровождение, и активное вовлечение благодаря внутреннему интересу самих игроков. Все эти характеристики плохо соотносятся с характеристиками поведенческой интервенции - многократные повторения, внешние поощрения и отсутствием гибкости.
Однако, прежде чем перейти к обсуждению подходящих методик обучения, важно понять и отличать различные виды игр.
Одним из наиболее важных различий является различие между "функциональной" и "символической" играми.
Функциональная игра была определена как "использование объекта по его прямому назначению", в том числе использование миниатюрных предметов (например, ребенок берет кукольную расческу и расчесывает себе волосы, или пьет из кукольной бутылочки).
Символическая игра, которая появляется позже в типичном развитии, включает в себя использование предметов, как будто что-то еще. Существуют три вида символической игры:
1. Использование объекта, как если бы это было что-то другое (например, смотреть на коробку как будто это телевизор);
2. Приписывание свойств объектам, которыми они не обладают (например, дать кукле бутылочку, что бы она "покушала", или уложить куклу спать потому что она "устала");
3. Манипуляции с объектом, которого на самом деле не существует (например, движение руками перед собой, как будто крутя баранку автомобиля).
У детей с Aутизмом затруднения в символических играх являются большими, чем в функциональных играх. Эту разницу в литературе объясняют как в качестве доказательства основного дефицита в способности понимать намерения других людей, социальных ситуаций и законов, а так же характеризующую речевые проблемы у детей с Аутизмом (понимание конкретных и абстрактных понятий).
Принимая эти факторы к сведению, можно прийти к выводу, что обучение игровых навыков требует творческого подхода и взаимодействия с другими методиками обучения, о чем и пойдет речь в последующих статьях.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.