ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Почему Reinforcement это не "подкрепитель"?

В середине 60-х годов прошлого столетия, в Америке, началось движение - "Поведенческая Модификация" (Behavior Modification), целью которого было доказать, что можно привести к драматическим изменениям в поведении, и каждый, кто пройдет краткосрочный однодневный тренинг по модификации поведения, может это сделать. Главным девизом этого движения было "Не важно, по каким причинам возникает поведение, главное знать, как манипулировать последствиями этого поведения". Еда была главным стимулом для всех, с помощью которого нужно было только обусловить то или иное поведение. К тому же, для опасных и не подходящих поведений использовались разного вида "наказания". По этому, так называемый "модификатор поведения" выходил на работу с карманами, набитыми сладостями и закусками, а также (в других карманах) с различными неприятными вещами, как неразбавленный лимонный сок, или перечный соус, или свисток, издающий громкий и неприятный звук. Ни один из "модификаторов" не задумывался о влиянии этих стимулов на пациента на более длительный срок, чем на один день. К сожалению, эти методы привели к ужасающим последствиям в некоторых лечебных учреждениях, а так же укрепили устойчивое негативное мнение об поведенческих вмешательствах вплоть до сегодняшнего дня.


К счастью, те времена давно прошли, и в АВА были выработаны не только различные и эффективные методы обучения, но и этические руководящие принципы, в соответствии с которыми обязаны работать специалисты по Анализу Поведения. Однако, большинство людей, которые занимаются АВА, по-прежнему воспринимают различного вида сладости и игрушки как необходимые стимулы для усиления поведения. Исходя из этого, прежде чем начать АВА программу, нужно запастись таким количеством съедобных "подкрепителей", которого хватит до начала 3-й Мировой Войны. Но что делать с детьми, у которых есть проблемы с питанием, или с детьми которые не любят, ни сладостей, ни игрушек? Что делать в то случае, если длительное употребление большого количества сладостей приводит к ожирению или к кариесу? Если ребенок не заинтересован в словесной похвале, а только ждет "подкрепителей" после правильных ответов? Наверное, это дети, которым не подходит АВА....

Глупости!!! Как известно, любое человеческое поведение прошло, когда либо, процесс обучения (кроме врожденных рефлексов). И неужели, после каждого взгляда, шага, поворота головы, или другого действия нам кто-то кричал "Молодец!" и протягивал конфетку, или говорил "Ну-ну-ну!" и ставил в угол? Абсурдно, не правда-ли?

Теперь к практике. Для того, что бы определить, и каких стимулов есть потенциал усилить поведение, нужно, прежде всего внимательно пронаблюдать за поведением ребенка. Какие поведения характеризуют его, предположить, какие последствия усиливают эти поведения, какие стимулы уменьшают определенные поведения. Иногда, определенный стимул сам по себе не оказывает влияния, иногда влияние оказывает быстрота его появления или его количество. Пример: Ребенок не любит сидеть за столом, и каждое требование за столом вызывает бурные протесты, сопровождаемые криками и плачем. И этот ребенок не любит конфет (Какая жалость!). В данном случае, очевидно, что процессом усиления его поведения является то, что "его отпускают на свободу" после очередной попытки. Т. е., говоря поведенческим языком, сидение за столом является аверсивным/неприятным стимулом, поведение - крики и плач, а усиление - "свобода". То, что нужно сделать, это усилить альтернативное поведение, т.е. сидение за столом без плача. Что можно сделать в таком случае, это постепенно увеличить время сидения за столом. Т.е. сначала сказать ему "Я считаю до трех, и ты можешь встать" - посадить за стол - "Раз, два, три" - и дать ему встать. Даже если ребенок начал плакать, все равно отпустить. Через определенный промежуток времени повторить процедуру. Не увеличивать время сидения, пока эти действия не перестанут вызывать плач. После того, как ребенок научится сидеть за столом 3 секунды без плача, можно начать увеличивать время - очень постепенно, до 5 секунд, до 10 секунд, и т. д. Если у ребенка получается сидеть за столом около 30 секунд - следует добавить к требованию сидения за столом требование выполнить какое либо действие (лучше поиграть в любимую игру).

Большинство людей на планете не могут обходиться без еды, и для нас, взрослых людей, с обычным развитием, еда является видом "усилителя" поведения. Не зря в нашей культуре принято отмечать события и достижения, и устраивать празднества с большим (очень!) количеством еды и напитков. И для обычно развивающихся детей мы используем различные подарки и сладости, что бы усилить то или другое поведение ("Поцелуй бабушку, и получишь конфетку!"). По этому, и в АВА программах, для детей с затруднением в развитии, МОЖНО использовать различные виды съедобных стимулов, но при этом учитывать, что определенные виды действий не требуют еды что бы укрепиться, и что чрезмерное использование съедобных стимулов не является краеугольным камнем программы обучения, основанной на Прикладном Анализа Поведения.


5 коммент.:

Почему reinforcement не подкрепитель? Я всё-таки так и не поняла до конца. Мне интуитивно всё время хочется слово "reinforcement" как-то русифицировать, чтобы явно чувствовалась разница с поощрением и подкреплением, но ни один перевод не нравится из гугла! Хотелось бы думать, что это мотивация. Но вот посмотрела это http://www.danasview.net/reinforc.htm (частично девочки перевели на сайте Элины)- всё-таки получается поощрение, но не пищевое.

Елена!
В моей статье "Обучение речевых, когнитивных и академических навыков" (25/09/09) я уже писала, что более подходящим термином является "усиление" или "усилитель", а не "подкрепитель" у которого есть "съедобная" конотация. Тем более, что в английском, слово "Reinforcement" происходит от слова "Force" - что значит "сила". Хотя, мне кажется что Международной Ассоциации Прикладного Анализа стоит все же задуматься и подобрать более подходящие термины для описания тех процедур которые осуществляются с помощью "наказаний", "погашений" и "подкреплений".

Нашла в Вашей статье слово стимул, мне оно более понятно, чем усилитель (ох уж этот великий и могучий русский язык!).

Действительно Юлия, усилитель или усиление более подходящий перевод, спасибо вам за такую интерприетацию "reinforcement" у многих наших родителей идет какой-то негатив к слову подкрепление, даже когда мы используем не еду, а какие-то социальные стимулы, слолв "подкрпление" вызывает страх дрессировки у многих мам, вы с такими проблемами сталкивались, или все зависит от правильного выбора и того самого "подкрепления"?

Да, конечно я часто с этим сталкиваюсь. Есть родители, которые строго запрещают использовать какие-либо пищевые поощрения, и приходится "обходиться" игрушками или призвать на помощь всю изобретательность. Иногда нет другого выбора, и приходится показать родителям, что обучение без пищевых поощрений неэффективно на данный момент. А иногда - ничего, получается и без еды добиться неплохих результатов. Но, с другой стороны, есть родители и поведенческие тераписты, которые не мыслят АВА без сладостей, и ребенок, который не любит сладости уже в АВА "считается" необучаемым :-О

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.