Различия между автоматическими и социальными процессами усиления

Automatic and Socially-mediated Reinforcement

О процессах усиления поведения мы уже говорили не однократно, но, все равно напомню: Процесс "усиления" – Reinforcement - это процесс, при котором после поведения происходит какое-либо изменение в окружающей среде, которое в будущем увеличивает частоту этого поведения. Или, простыми словами, если мы попросили бутерброд, и нам дали бутерброд, то в будущем мы будем опять просить бутерброд в подобной ситуации. Или, если мы работали в течении месяца, и, в конце месяца нам заплатили зарплату, то и в следующем месяце мы будем продолжать работать (если социальные условия нас также устраивают;-). Или, если ребенок бьется в истерике у парикмахера, и парикмахер отказывается его стричь, и мама забирает ребенка домой, то в следующий раз, когда они придут к парикмахеру, у ребенка опять начнется истерика.
Пока все просто.


Мы также говорили, что процессы усиления бывают позитивные и негативные. Опять-таки, не в смысле, "плохой" или "хороший", а в смысле "сложения" и "вычитания".

Позитивный процесс усиления - после поведения в среде возникает какой-либо стимул, которого раньше не было, появление которого усиливает поведение в будущем. То есть, у нас не было бутерброда, мы его попросили, и нам его дали. То есть, у нас "добавился" бутерброд.

Негативный процесс убирает тот неприятный стимул, который очень мешает, и поэтому усиливает то поведение, которое помогает этот стимул убрать. Стрижка у парикмахера является очень неприятной ребенку, он плачет, кричит и бросается на пол, и мама забирает его домой. То есть, с "помощью" истерики "убирается" парикмахер.

Очень важно понимать, что многие процессы обучения и усиления происходят автоматически. То есть, ребенку никто сначала не объясняет, что если будет плакать, то не будет стричься. Как раз наоборот, всегда обещают подарки, если будет вести себя хорошо. Но, как всегда, при входе в парикмахерскую начинается истерика и никакие разговоры о подарках не помогают. А почему?
Потому что цепочка: "парикмахерская"-"истерика" - "нет парикмахерской" - прошла автоматический процесс обучения.

Теперь ближе к нашей сегодняшней теме.

Процесс усиления можно разделить еще на две группы:
1. Автоматический, или самостоятельный, или внутренний.
2. Социальный, или социально-опосредованный.
Опять-таки, терминология на русском языке звучит тяжеловато, но ничего, пробьемся.

Первая группа - автоматический процесс усиления. Имеется в виду факторы, появление или исчезновение которых не требуют вмешательства других людей. Например, если болит голова, человек выпивает лекарство от головной боли, и головная боль проходит. В этом процессе, нет вмешательства посторонних людей. Или ребенок хочет пить, берет стакан с водой и пьет. При этом, он все сделал самостоятельно, не просил ни у кого ничего, просто попил и пошел играть дальше. Или ребенок с аутизмом часами продолжает декламировать одну и ту же фразу из мультфильма. Скорее всего, то, что он слышит самого себя - является процессом усиления его поведения - повторения снова и снова одной и той же фразы.

Вторая группа - социальный или социально-опосредованный процесс усиления. Факторы, которые появились или исчезли посредством действий других людей. Ребенку давят туфли, он плачет, и мама снимает ему туфли. Ребенок хочет игрушку, плачет, и папа дает ему игрушку. Мы работаем целый месяц и в начале следующего месяца получаем зарплату (на которую наш начальник дал разрешение, бухгалтер подсчитал, секретарь подписал, и т.д.)

И на конец, практическая сторона этой темы.

Когда мы хотим обучить ребенка тому или иному навыку, следует проанализировать, какой вид усилительного процесса усилит этот навык. Простыми словами, если мы хотим, чтобы ребенок научился что-либо делать, какие факторы усилят его поведение?

Мы хотим, что бы ребенок перестал, скажем, раскладывать игрушки в одинаковом порядке, а стал ими играть как все другие дети. Давайте посмотрим, что усиливает его поведение раскладывания игрушек. Скорее всего, это автоматический процесс усиления, при котором очередность расклада игрушек усиливает само действие расклада. Что мы можем сделать, что бы это изменить?

Во-первых, нужно начать работать над игровыми навыками, т.е. научить ребенка функциональным действиям с этими игрушками, и добавить после этих действий социально-опосредованный усилитель. То есть, какое-либо поощрение, которое ребенок очень захочет получить, и которое будет более мотивационным, чем вид разложенных игрушек.

Во-вторых, каждый раз, когда у ребенка получается разложить игрушки в этом порядке - это усиливает его поведение расклада в будущем, и чем меньше у него будет получаться разложить игрушки, там слабее будет его поведение. То есть, желательно, значительно сократить то количество времени, которое ребенок проводит наедине со своими игрушками - или временно спрятать игрушки, или каждый раз играть в эти игрушки вместе с ним, и не допускать, что бы он их раскладывать, а обучать и поощрять функциональные игры.

И еще один вариант, если у ребенка большая страсть к раскладыванию игрушек, и этот усилитель является очень сильным и мотивационным, то можно научить ребенка другим функциональным действиям, которые основаны на "раскладывании". Например, раскладывать столовые приборы в ящики, или диски по коробочкам, или фотографии по фотоальбомам, книги по полкам, и т.д. Возможно, эти занятия ему понравятся, и он будет ими заниматься в свое свободное время.

Конечно, практическая сторона использования разных процессов усиления на этом не заканчивается, но если у кого-то из читателей возникли вопросы, сомнения, или кто-то захочет привести конкретный пример - МИЛОСТИ ПРОСИМ!


0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.