Жетоны - это универсальная система поощрений, и использовать ее для обучения можно вне зависимости возраста или развития ребенка. Естественно, нужно выбирать количество жетонов на основе индивидуальных потребностей ребенка, но понять, что нужно собрать определенное количество жетонов для того, что бы получить приз - может практически каждый ребенок.
Жетоны можно использовать как для положительного, так и для отрицательного усиления поведения. То есть, если ребенок собрал или получил 5 жетонов, он может получить приз (положительное усиление) или перемену (отрицательное усиление). Одно из самых больших преимуществ использования жетонов - это возможность использовать разнообразные стимулы, включая такие действия и занятия, которые занимают время. То есть, когда ребенок "заработает" все жетоны - он может выбрать именно то, что ему хочется в данный момент - шоколадку или перемену, конфету или игру в паровозик, игру в компьютер или мультики, и т.д.
При прямом поощрении, без посредства жетонов, мы не можем использовать эти стимулы, так как они занимают время, и являются неподходящими для усиления каждой реакции. Например, если мы работаем над усидчивостью за столом, и решили поощрять продолжительность сидения за столом - каждые 10 секунд, когда ребенок сидит за столом не вставая, мы даем поощрение. И самое желаемое поощрение для ребенка - это встать и уйти на перемену. Вот и представьте - ребенок сиди за столом 10 секунд, потом получает перемену, встает, немножко отдохнет, и мы его возвращаем на стул. И вся эта перемена занимает как минимум 3 минуты, и при этом ребенок проявляет явное недовольство. Потом опять сидит 10 секунд, и опять выходит на перемену. Очевидно, что таким образом усидчивости мы не обучим никогда.
А если ребенок сидит за столом, и через 10 секунд получает жетон, и через 10 секунд - еще жетон, и еще 10 секунд - жетон, и т.д., и в конце - получает ту же перемену, то он очень быстро научится сидеть за столом продолжительное время (т.к. промежуток в 10 секунд будт постоянно увеличиваться), и с другой стороны будет получать свой желанный приз - перемену.
Точно так же и при положительном усилении - обычно, на первоначальных этапах в АВА используются какие-нибудь съедобные поощрители - конфеты, хлопья, изюм. И при обучении, после каждой правильной реакции ребенок получает это поощрение. Обычно, используется именно этот вид поощрения, и не только потому, что является самым мотивационным для ребенка, но и потому, что его использование ребенком быстро заканчивается (т.е. ребенок жует и проглатывает). Иногда эти продукты еще и режут или ломают на мелкие кусочки - для того, что бы ребенок не толстел, или не портил зубы, и в основном - что бы съедал побыстрее. Обычно, это "кормление" после каждой реакции не очень хорошо выглядит, а часто - и раздражает ребенка.
Когда же используются жетоны, то, во-первых, можно поощрять не только правильные реакции, но и спонтанные желаемые реакции - ребенок правильно показал пальцем на предмет, и при этом посмотрел в глаза - можно дать жетон за правильный ответ, и еще один - за взгляд в глаза. А после того, как ребенок "заработал" все жетоны - он может получить целую конфету, а может выбрать и любимую игрушку, или посмотреть 5 минут мультик, или порисовать красками, или поиграть с крупой, или покататься на кольцах, или подудеть в дудочку, и др.
Таким образом, использование жетонов имеет большое преимущество перед использованием прямых необусловленых усилителей, и позволяет сделать процесс обучения эффективным - быстрым, непрерывным, мотивационным и более подходящим для социальной среды.
Жетоны можно использовать как для положительного, так и для отрицательного усиления поведения. То есть, если ребенок собрал или получил 5 жетонов, он может получить приз (положительное усиление) или перемену (отрицательное усиление). Одно из самых больших преимуществ использования жетонов - это возможность использовать разнообразные стимулы, включая такие действия и занятия, которые занимают время. То есть, когда ребенок "заработает" все жетоны - он может выбрать именно то, что ему хочется в данный момент - шоколадку или перемену, конфету или игру в паровозик, игру в компьютер или мультики, и т.д.
При прямом поощрении, без посредства жетонов, мы не можем использовать эти стимулы, так как они занимают время, и являются неподходящими для усиления каждой реакции. Например, если мы работаем над усидчивостью за столом, и решили поощрять продолжительность сидения за столом - каждые 10 секунд, когда ребенок сидит за столом не вставая, мы даем поощрение. И самое желаемое поощрение для ребенка - это встать и уйти на перемену. Вот и представьте - ребенок сиди за столом 10 секунд, потом получает перемену, встает, немножко отдохнет, и мы его возвращаем на стул. И вся эта перемена занимает как минимум 3 минуты, и при этом ребенок проявляет явное недовольство. Потом опять сидит 10 секунд, и опять выходит на перемену. Очевидно, что таким образом усидчивости мы не обучим никогда.
А если ребенок сидит за столом, и через 10 секунд получает жетон, и через 10 секунд - еще жетон, и еще 10 секунд - жетон, и т.д., и в конце - получает ту же перемену, то он очень быстро научится сидеть за столом продолжительное время (т.к. промежуток в 10 секунд будт постоянно увеличиваться), и с другой стороны будет получать свой желанный приз - перемену.
Точно так же и при положительном усилении - обычно, на первоначальных этапах в АВА используются какие-нибудь съедобные поощрители - конфеты, хлопья, изюм. И при обучении, после каждой правильной реакции ребенок получает это поощрение. Обычно, используется именно этот вид поощрения, и не только потому, что является самым мотивационным для ребенка, но и потому, что его использование ребенком быстро заканчивается (т.е. ребенок жует и проглатывает). Иногда эти продукты еще и режут или ломают на мелкие кусочки - для того, что бы ребенок не толстел, или не портил зубы, и в основном - что бы съедал побыстрее. Обычно, это "кормление" после каждой реакции не очень хорошо выглядит, а часто - и раздражает ребенка.
Когда же используются жетоны, то, во-первых, можно поощрять не только правильные реакции, но и спонтанные желаемые реакции - ребенок правильно показал пальцем на предмет, и при этом посмотрел в глаза - можно дать жетон за правильный ответ, и еще один - за взгляд в глаза. А после того, как ребенок "заработал" все жетоны - он может получить целую конфету, а может выбрать и любимую игрушку, или посмотреть 5 минут мультик, или порисовать красками, или поиграть с крупой, или покататься на кольцах, или подудеть в дудочку, и др.
Таким образом, использование жетонов имеет большое преимущество перед использованием прямых необусловленых усилителей, и позволяет сделать процесс обучения эффективным - быстрым, непрерывным, мотивационным и более подходящим для социальной среды.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.