Ангел или демон - памяти профессора Ловааса посвящается

2 августа 2010 скончался профессор Ловаас – наверное, самая известная фигура в области АВА.

Его выдающиеся исследования в области лечения аутизма с помощью АВА терапии известны во всем мире, и практически у всех АВА терапия ассоциируется с Ловаасом. Некоторые даже называют поведенческие программы методом Ловааса.

И все же личность профессора Ловааса вызывает неоднозначные реакции.


Оле Ивар Ловаас, 1927 года рождения, является пионером в области исследования и применения поведенческих методов для лечения детей с аутизмом, основателем Института Ловааса в Калифорнии, и коллегой и учителем многих известных "отцов" АВА - Джона Мак Эйкина, Джины Грин, и других.

Опубликованное в 1987 году исследование Ловааса о лечении аутичных детей методами поведенческой модификации привело к сенсационному прорыву в области лечения аутизма, считавшегося до этого момента неизлечимой болезнью. Данное исследование, результаты которого подтверждались десятки раз, показало, что поведенческая программа обучения, применяемая в раннем возрасте (2-6 лет), приводит к поразительным результатам. Почти половина детей с аутизмом достигли уровня нормального интеллектуального развития и смогли начать учиться в обычной образовательной школе без помощи тьюторов. У остальных детей, за редким исключением, наблюдалось существенное улучшение в области речевых и коммуникативных навыков, а так же интеллектуальных способностей. Лечение "методом Ловааса" получило широкое распространение, благодаря прочным теоретическим основам, подкрепленным исследованиями.

Другая сторона медали открывается в ранние 60-е годы, когда исследования профессора Ловааса о применении электрического шока и других видов наказания для коррекции нежелательного поведения, вызвала волну протеста и требований для защиты прав психических больных. В 1965 году, в журнале "Лайф" появилась статья о жестоких методах профессора Ловааса при лечении больных аутизмом и шизофренией детей. Для того, что бы добиться сотрудничества с их стороны, а так же для уменьшения самоагрессии и самостимуляции применялись побои и пощечины, а так же использовались заряды электрического шока. Некоторых пациентов морили голодом, для того чтобы использовать съедобные поощрения как можно эффективнее. Эти "темные времена" , несомненно, оставили отпечаток на всю историю АВА, и у многих негативное отношение к АВА сохранилось по сей день.

Но далекие 60-тые уже позади. В последние 20 лет АВА терапия основывается только на гуманных и человечных методах коррекции поведения, и это не мешает ей оставаться самым эффективным методом лечения аутизма. Уже в 80-х годах были разработаны этические стандарты для всех специалистов, занимающихся поведенческой практикой, а международная комиссия по прикладному анализу поведения (ВАСВ) включила эти стандарты как неотъемлемую часть требований для получения сертификата по прикладному анализу поведения.

Поэтому, основной вклад профессора Ловааса в развитие терапевтических методов для лечения детей с аутизмом и другими расстройствами не только в эффективных и научно-обоснованных методах лечения, но и в установлении этических принципов и прав пациентов, которые появились вследствие его неэтических действий. И каждый из нас - аналитиков поведения и терапистов, должен стремиться предоставлять эффективные и гуманные методы лечения, учась на страшных ошибках отцов поведенческой терапии.

* В статье использованы материалы следующих источников:
http://www.lovaas.com/blog/
http://autismdiva.blogspot.com/2007/07/ivar-lovaas-pamela-and-ricky.html
http://www.neurodiversity.com/library_lovaas_1965.pdf
http://www.lovaas.com/research.php

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.