ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

5 самых распространенных ошибок терапистов

1. Привлечение внимания ребенка, называя ребенка по имени слишком часто.
Очень часто тераписты , перед тем, как дать ребенку инструкцию, или спросить вопрос - зовут ребенка по имени. "Саша, похлопай в ладоши!", "Саша! Теперь подними руки вверх!", "Саша! Положи слона к животным!", "Саша! Куда положим яблоко?", "Саша! Посмотри на меня! Где телефон?" "Саша! Саша!!! Сядь!"


Чрезмерное использование имени приводит к тому, что именно имя ребенка становится определенным стимулом, который вызывает реакцию, а естественный стимул - вопрос, инструкция, и т.д., - не оказывает желаемого воздействия.

В повседневной, натуральной речи мы используем имя человека очень редко, только когда другим способом не можем привлечь его внимание. Или же, мы используем имя в чрезвычайных ситуациях, когда нам нужно избежать опасности. Поэтому, когда мы используем имя ребенка перед каждой реакцией, это приводит к тому, что реакция на имя притупляется, ребенок реагирует на имя только на третий-четвертый раз, затрудняется сосредоточиться на самих инструкциях, и затрудняется понимать речь и обращение к нему других людей (которые не работают методом АВА).

Как от этого избавиться? Прежде всего - перестать это делать. Начинать интеракцию с ребенком с самой инструкции. И, если есть вероятность того, что ребенок не отреагирует, то лучше сразу дать ему подсказку, усилить правильную реакцию, и в дальнейшем постепенно убрать подсказку.

2. Повышение голоса если ребенок не реагирует.
Дети с аутизмом редко отличаются быстрыми реакциями. Часто проходит очень много времени, прежде чем ребенок отреагирует. И тераписты начинают говорить громче, иногда доходя почти до крика - прежде чем ребенок отреагирует. "Саша! Покажи, где телефон?"..."Саша!! Где телефон?!!", "Саша! Вот ТЕЛЕФОН!! ГДЕ ТЕЛЕФОН?!!!!"

Это приводит к тому, что ребенок начинает реагировать только на реакции, сказанные очень громко. И это, опять-таки, мешает обобщению и приобретению навыка. Поэтому важно следить за собой, не повышать голоса. Если ребенок не реагирует на инструкцию, следует закончить пробу, дать еще раз инструкцию, и дать подсказку, которая поможет ребенку отреагировать правильно. И потом, постепенно, избавиться от подсказки.

3. Неосознанные подсказки.

Очень часто жесты, взгляды, выражения лица, и определенный порядок действий терапистов функционируют как подсказки для ребенка.
Терапист может разложить предметы на столе, и всегда начинать спрашивать о предметах, которые находятся справа. Терапист может разложить картинки на столе, и перед тем, как дать инструкцию об одной из картинок, сначала посмотреть на нее. Терапист может протягивать руку именно к тому предмету, который ребенок должен ему дать после инструкции. Терапист может прикрывать глаза каждый раз, когда ребенок отвечает неправильно, и это приведет к тому, что ребенок будет угадывать правильный предмет. И так далее.

Что нужно делать, что бы этого избежать? Прежде всего, полностью осознавать собственные действия, и контролировать стимулы, которые вызывают реакции ребенка. И, кроме этого, важно работать как можно более разнообразно, для того, что бы избежать фиксаций и определенного порядка действий.

4. Неэффективное использование подсказок.
Многие тераписты используют подсказки после реакции ребенка, а не перед ней.
То есть, дают инструкцию, ребенок отвечает неправильно, терапист сразу дает подсказку, ребенок реагирует правильно, и получает поощрение.

Этот процесс препятствует переносу контроля с подсказки на реакцию ребенка, и приводит к зависимости от подсказок.
Что нужно делать в данном случае? Просто стараться давать подсказку вовремя - то есть еще до того, как ребенок отреагировал неправильно. И, если неправильная реакция уже произошла, то следует закончить обучающий блок / пробу, еще раз дать инструкцию, и моментально дать подсказку.

5. Несвоевременное усиление правильных реакций.

Часто происходит так, что ребенок правильно реагирует, но не получает поощрение. Тогда у ребенка появляется неприемлемое поведение, и после этого он получает поощрение. Например, ребенок правильно показал на картинку, потом еще раз правильно показал на картинку, потом уже неправильно показал на картинку, потом сбросил картинку на пол, потом правильно показал на картинку с помощью полной физической подсказки - и получил поощрение.
Еще пример. Ребенок попросил словами прекратить занятие. Терапист сказал, что еще не закончили заниматься. Ребенок кричит и сбрасывает предметы со стола - терапист отпускает ребенка на перемену.

В данной ситуации происходит процесс усиления именно нежелательного поведения или пассивности ребенка и его зависимости от подсказок. И одновременно, самостоятельные и качественные реакции ребенка ослабляются.

Поэтому, очень важно быть внимательными, всегда поощрять самые лучшие, быстрые и качественные реакции, и избегать усиления неприемлемого поведения. Лучше "переборщить" с поощрениями хорошего поведения, чем ошибочно усилить проблематичное поведение.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.