ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Детский аутизм-обучение навыкам социальной интеракции. Часть 2.


Детей с аутизмом обучают многим навыкам - моторике, рецептивному пониманию речи, произнесению слов, навыкам самопомощи, но почему-то отсутствие именно социальных навыков вызывает недоразумение учителей и родителей.
Ребенок знает категории и цифры, так почему же он не отвечает на приветствие? Ребенок часами листает журналы и прочитывает рекламу, так почему же он не проявляет инициативу для игры с братом?

Для того, чтобы эффективно обучать ребенка социальным навыкам, нужно прежде всего, осознавать, что социальные навыки - это отдельная отрасль, которую нужно развивать параллельно с развитием других областей навыков. 

Во-вторых, эта область требует тщательного анализа тех ситуаций, в которых данные навыки должны проявляться, а также анализа самого поведения и факторов, которые влияют на появление этого поведения.

В-третьих, как и при обучении любых других навыков, требуется выстроить приоритеты и выбрать то поведение или навык, отсутствие которого больше всего мешает ребенку в данный момент. Например, что более важно на данный момент, то, что ребенок редко смотрит в глаза или постоянно перебивает собеседника и говорит только на интересную ему тему? Или то, что ребенок не может находиться в присутствие других детей более 2-х минут?

В четвертых, следует сделать тщательный анализ самого социального поведения, и выбрать те методы обучения, которые будут наиболее эффективны - обучение в процессе игры, обучение 1:1, использование визуальных подсказок или написанных текстов, видео-моделирование или обучение отдельными блоками.

И, в-пятых, мониторинг и генерализация.

Наиболее часто дети с аутизмом испытывают затруднения в следующих областях социальных навыков:

1. Социальная осведомленность. Аутичный ребенок может затрудняться различать социальные группы (младенцев, детей, подростков, взрослых,  мужчин и женщин, новичков и старшекурсников), а также не различать те поведения и особенности, которые их характеризуют (ползунки - для младенцев, Дима Билан и Джастин Бибер - для девочек-подростков, а просмотр фильма "17 мгновений весны" - для старшего поколения).
  • Аутичный ребенок может вести себя неадекватно с незнакомыми людьми - залезать им в сумки, или обнимать, или позволять им трогать себя в интимных местах.
  • Аутичный ребенок может вести себя неподходящим образом в различных местах - например, громко разговаривать в библиотеке или во время спектакля в театре, или беспокойно передвигаться из угла в угол во время ожидания в очереди.
  • Многие дети с аутизмом не осознают, что люди не всегда имеют в виду то, что говорят, и не поступают одинаковым образом. Для этого ребенку необходимо научиться различать выражения лица, интонацию, движения и жесты собеседника, различать ту среду и ситуацию, которая происходит на данный момент, а также хорошо понимать смысл сказанного.
  • Также одним из наиболее частых дефектов в социальных навыках у людей с аутизмом является отсутствие понимания перспективы другого человека, того, что он видит, чувствует, хочет, о чем думает и во что верит.


2. Социальная коммуникация. Во время общения с другими людьми мало только слушать. Нужно уметь еще и поддерживать разговор, быть любезным, хвалить собеседника, просить о помощи и одолжениях, извиняться, спорить, дискуссировать,  убеждать и уступать. Очень редко все эти навыки присутствуют в репертуаре социальных реакции у людей с аутизмом.

3. Социальная интеракция. Нередко аутичные дети не умеют реагировать на обращения к ним. Многие из них также не умеют проявлять инициативу и начинать социальную интеракцию,  обращаясь к коммуникативному партнеру первыми. Но и этим дело не ограничивается. Может возникнуть ситуация, в которой ребенок начинает взаимодействовать со сверстником, но через несколько минут теряет сосредоточение или интерес, и не способен далее поддерживать взаимодействие. 
Так же, многие аутичные дети не умеют адекватно реагировать на издевки и насмешки, и своими действиями чаще всего усугубляют положение. Аутичный ребенок может затрудняться поделиться со сверстником своими игрушками, или, скажем,  школьными принадлежностями, а также хранить или рассказывать секреты.

4. Социальное обучение. У аутичных детей часто отсутствует навык имитации, или эти дети имитируют совсем не те поведения, которые являются приемлемыми в социальной среде. Аутичный ребенок может затрудняться с поиском помощи и нужной ему информации, с решением проблем, с обучением в группе и поддержание групповой деятельности.

Определение и тестирование уровня социальных навыков можно сделать с помощью стандартных инструментов диагностирования и анкет адаптации - ADOS, ADI-R, CARS, Vinepand и другие. Это не говорит о том, что нужно проводить диагностику - это говорит о том, что для оценки социальных навыков можно использовать информацию, полученную с помощью этих инструментов тем специалистом, который ставил диагноз "Расстройство Аутистического Спектра". Можно также использовать поведенческие инструменты для тестирования ABLLS-R и VB-MAPP, и провестии наблюдение за поведением ребенка в различных социальных ситуациях.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.