ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Детский аутизм - обучение навыкам социальной интеракции. Часть 3.

Существуют несколько методов и стратегий для обучения навыкам социальной интеракции. Некоторые методы, такие как Видео-Моделинг (Video-Modeling), Обучение Центральных Навыков (Pivotal Response Training), Обучение отдельными блоками/пробами (Discrete Trial Teaching) и Процедура Обучения Интеракции (Teaching Interactions Procedure) являются научно-доказанными эффективными методами.
Другие, иногда более распространенные методы, такие как Социальные Истории (Social stories) , Музыкальная терапия, Floor-Time, RDI не имеют стойких доказательств эффективности в научной литературе, но, не смотря на это, широко применяются.

Использование видео (Video-Modeling) для обучения социальным навыком является эффективным и широко-распространенным методом. На видео обыгрывается определенный сюжет (общение между ребенком и взрослым, или общение между детьми, социальные правила, правила игры, и так далее). Ребенок с аутизмом просматривает видео и сразу после просмотра пытается повторить сюжет в действительности.

Например, на видео снимается несколько различных повседневных и игровых ситуаций, в которых принимают участие 2 партнера, например, мама и другой мальчик. Эти ситуации обыгрываются по определенному сценарию, который заранее продуман и включает основные социальные действия - занятие одним и тем же видом деятельности, разговор на соответствующую тему, помощь партнеру, совместные действия с предметами. Каждая ситуация длится 4-5 минут.

Ребенок с аутизмом просматривает видеозапись, и сразу же после просмотра тренирует выполнение действий по этому же сценарию.

В процессе обучения используются различного вида поощрения, в зависимости от эффективности и индивидуальных предпочтений. Это могут быть пищевые поощрения или игрушки, но чаще используются жетоны или другие обобщенные усилители.

Существуeт дополнительная вариация обучения с помощью видео - когда ребенок, просматривая видеозапись должен определить, соответствует ли продемонстрированное поведение социальной ситуации или нет. Например, на видео снят короткий сюжет - мама разговаривает по телефону, а ее дочь подходит к ней и начинает громко кричать ей на ухо и теребить ее за руку. После показа видео аутичному ребенку задается вопрос: "Правильно ли поступает девочка?" Если ребенок правильно отвечает, и объясняет почему, то получает поощрение. Данный вид обучения можно проводить очным образом, во время занятий 1:1 с ребенком, или в форме компьютерных игр.

Процедура Обучения Интеракциям (Teaching Interactions Procedure) не использует видеозаписей, а заключается в обыгрывании и симуляции тех социальных ситуаций, в которых должно происходить соответствующее поведение. Для проведения данной процедуры необходимо: 
1. Четкое определение и наименование того социального навыка, который необходимо обучить. Например, во время разговора со сверстниками аутичный ребенок постоянно прерывает собеседников и разговаривает только на тему, которая интересна ему самому.
Следовательно, когда ребенок находится в обучающей ситуации с учителем, учитель описывает данную ситуацию и те реакции, которые делает ребенок. "Сегодня, когда ты разговаривал с Даниилом на перемене, и Даниил начал рассказывать о том, как он вчера с братом ходил в кино. А ты ему громко сказал "Не надо в кино. Лучше всего - это аэропорт. Там самолеты летают в Будапешт. Ты был в Будапеште? Я был, и моя мама была." Даниил хотел рассказать о кино, а ты его прервал, и начал рассказывать о том, что его не интересует".

2. Определение причины, почему данное поведение не подходит. "Когда ты прерываешь Даниила, и рассказываешь о том, что ему не интересно, Даниил обижается на тебя и не хочет разговаривать и дружить с тобой".

3. Описание соответствующего поведения и демонстрация. "В данной ситуации тебе нужно было выслушать рассказ Даниила до конца, поддержать его и сказать:"Ух ты, классно!" и потом сказать: "Знаешь, а я недавно был в Будапеште".

4. Практика. Учитель и ученик проводят симуляцию данной ситуации. Учитель берет на себя роль сверстника и начинает разговор на определенную тему. А ученик должен выслушать его до конца, "одобрить" его рассказ и плавно перейти к разговору на свою тему. Если в этом есть необходимость, учитель использует подсказки (словесные, визуальные или жесты) и постепенно их убирает.

5. Специфический фидбек. В процессе практических упражнений учитель объясняет ученику, что тот сделал правильно, а над чем еще нучно поработать, и практика продолжается, пока реакции ученика не станут соответствовать выбранному критерию.

6. Внешнее поощрение. После того, как аутичных ребенок выполняет улучшенную реакцию, обязательно используется мотивационное поощрение. Чаще всего, это усилители типа жетонов или других знаков отличия.

7. Усиление обобщения. Конечно же, если ребенок применяет обученный навык в общении со сверстниками, то тоже получает поощрение.

Разумеется, что не каждый ребенок с аутизмом может обучаться данными методами. Для того, чтобы обучение было эффективным, у ребенка должны присутствовать следующие навыки:
  • Навыки диалога, понимание описаний и определений поведения, понимание фидбека.
  • Навыки отвечать на вопросы, быть внимательным к окружающим, терпение и терпимость к ним
  • Понимание причинно-следственной связи

Если у ребенка отсутствуют вышеперечисленные навыки, то для обучения навыкам социальной интеракции лучше использовать метод обучения отдельными блоками / пробами (DTT), и параллельно с этим продолжать работать над улучшением речевых и коммуникативных навыков.  

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.