Использование подсказок - это именно тот поведенческий метод обучения, который делает процесс обучения аутичного ребенка эффективным. Подсказки используются в процессе обучения разным навыкам, начиная от артикуляции и заканчивая приучением к горшку. Как и для любого другого поведенческого метода, при применении подсказок используется методология, которая, при правильном применении, помогает ребенку выполнить нужное действие, и при этом не зависеть от окружающих.
В следствие особенностей детей с аутизмом - не восприятие словесных стимулов, сложности с сосредоточением, низкая мотивация к обучению, отсутствие сотрудничества, и другие - подсказки иногда являются единственной возможностью сдвинуть учебный процесс с "мертвой точки".
Несмотря на то, что многие тераписты, родители и педагоги, которые занимаются с детьми с аутизмом, понимают необходимость и пользу использования подсказок, на практике использование данного инструмента часто сопряжено с трудностями.
2. Вторая, но не менее распространенная ошибка - это несвоевременное использование подсказки.
И так продолжается несколько раз - ребенок делает неправильную реакцию, и терапист ее исправляет, ребенок делает неправильную реакцию, и терапист ее исправляет... Через какой-то период времени терапист замечает, что ребенок так и не научился правильно реагировать, и отсюда - опять "необучаемый ребенок". Еще и может добавить "Да он вообще умственно отсталый какой-то, ничему научиться не может..."
3. Третья ошибка, уже меньшей степени, но также приводящая к путанице и к неэффективному обучению - это слишком резкое прекращение подсказки. Методология применения подсказки предполагает постепенное прекращение ее использования. Например, метод прекращения подсказки "От наибольшей до наименьшей" включает использование полной подсказки, частичной подсказки (3/4), частичной подсказки (2/4), частичной подсказки (1/4), отсутствие подсказки.
Терапист может использовать полную подсказку, а в следующем обучающем блоке не использовать ее вообще. Ребенок, естественно, опять не выполняет реакцию. Терапист опять использует полную подсказку, а в следующем обучающем блоке не использует ее вообще. Развитие событий - см. предыдущих два пункта. Конечный результат - "необучаемый ребенок", с дополнением: "Да у него не только умственная отсталость, у него вообще, наверное, очень сильные органические нарушения мозга. Ничего выучить не может..."
4. Четвертая ошибка, по сути, является ошибкой первого вида. Но здесь терапист предполагает, что он использует подсказку, на самом деле ее не используя, а применяя эффект "поведенческого момента". Часто можно встретить следующее:
При обучении таким образом у ребенка развивается сильная зависимость от повторения имитационных действий как необходимое условие для выполнения другого рода реакций. Ребенок будет что-то выполнять только если перед этим пару раз хлопнет в ладоши и поднимет руки вверх. Если же этих инструкций терапист не дает, то ребенок не выполняет. Здесь ребенка "необучаемым" уже не назовешь, но вследствие этого "эффективного обучения" ребенок 90% времени занятий хлопает в ладоши и поднимает руки вверх.
5. Пятая ошибка - это использование подсказки на постоянной основе. Терапист добросовестно использует подсказки, но не делает попыток к прекращению их использованию. В данном случае ребенок все реакции выполняет с подсказками, и ни одной - самостоятельно. Подсказки тераписта могут быть явными и заметными, такими, как постоянное держание руки ребенка, или постоянное использование жестов при подаче инструкций. терапист может также не замечать, что дает подсказки - например, каждый раз, когда просит показать на предмет, смотрит на этот предмет или придвигает к нему руку. Аутичные дети умеют прекрасно считывать эти неявные подсказки, и ориентироваться на них в процессе выполнения требуемых действий.
Отсюда, для того, чтобы увеличить эффективность обучающего процесса, а также избежать возникновения нежелательного поведения ребенка во время обучения, и повысить мотивацию к заданиям следует не только помнить о правилах применения подсказок, но и применять их на практике:
Все эти методы нужно знать и бегло использовать на практике.
"Необучамых детей нет!" - это правило, которое должен знать АВА-терапист, при использовании любого поведенческого метода. Если ребенок плохо или медленно обучается - это говорит о том, что не выбран нужный метод, или выбрана неправильная цель, или же неточное и неправильное применение обучающего метода является преградой для продвижения ребенка.
В следствие особенностей детей с аутизмом - не восприятие словесных стимулов, сложности с сосредоточением, низкая мотивация к обучению, отсутствие сотрудничества, и другие - подсказки иногда являются единственной возможностью сдвинуть учебный процесс с "мертвой точки".
Несмотря на то, что многие тераписты, родители и педагоги, которые занимаются с детьми с аутизмом, понимают необходимость и пользу использования подсказок, на практике использование данного инструмента часто сопряжено с трудностями.
1. Самая первая и самая широко распространенная ошибка при применении подсказок - это отсутствие применения. Другими словами, терапист не применяет подсказки вообще, при этом будучи уверенным, что либо он их применяет (только этого никто не видит), либо они уже / еще не нужны. Самый явный индикатор того, что терапист не использует подсказок - это крики, истерики и нежелательное поведение ребенка во время занятий, которые происходят на постоянной основе.
Обычно, дело происходит так:- Терапист дает инструкцию ребенку (например, "Найди пару").
- Ребенок (в силу своих аутичных особенностей) не реагирует или реагирует неправильно.
- Терапист повторяет инструкцию.
- Ребенок не реагирует.
- Терапист еще раз повторяет инструкцию, обычно поднимая тон голоса (например, "Вася! Найди пару")
- Ребенок либо не реагирует, либо делает что-то другое (указывает на предмет, самостимулируется)
- Терапист еще раз повторяет инструкцию, и так может продолжаться до бесконечности. Время затягивается, ребенок все больше и больше отвлекается, и в конце-концов ничему не обучается (= "необучаемый ребенок").
2. Вторая, но не менее распространенная ошибка - это несвоевременное использование подсказки.
- Терапист дает инструкцию ребенку (например, "Найди пару").
- Ребенок реагирует неправильно.
- Уже после того, как ребенок отреагировал, или еще в процессе, когда ребенок ведет руку в неправильном направлении, терапист направляет руку ребенка к нужной карточке.
И так продолжается несколько раз - ребенок делает неправильную реакцию, и терапист ее исправляет, ребенок делает неправильную реакцию, и терапист ее исправляет... Через какой-то период времени терапист замечает, что ребенок так и не научился правильно реагировать, и отсюда - опять "необучаемый ребенок". Еще и может добавить "Да он вообще умственно отсталый какой-то, ничему научиться не может..."
3. Третья ошибка, уже меньшей степени, но также приводящая к путанице и к неэффективному обучению - это слишком резкое прекращение подсказки. Методология применения подсказки предполагает постепенное прекращение ее использования. Например, метод прекращения подсказки "От наибольшей до наименьшей" включает использование полной подсказки, частичной подсказки (3/4), частичной подсказки (2/4), частичной подсказки (1/4), отсутствие подсказки.
Терапист может использовать полную подсказку, а в следующем обучающем блоке не использовать ее вообще. Ребенок, естественно, опять не выполняет реакцию. Терапист опять использует полную подсказку, а в следующем обучающем блоке не использует ее вообще. Развитие событий - см. предыдущих два пункта. Конечный результат - "необучаемый ребенок", с дополнением: "Да у него не только умственная отсталость, у него вообще, наверное, очень сильные органические нарушения мозга. Ничего выучить не может..."
4. Четвертая ошибка, по сути, является ошибкой первого вида. Но здесь терапист предполагает, что он использует подсказку, на самом деле ее не используя, а применяя эффект "поведенческого момента". Часто можно встретить следующее:
- Терапист дает инструкцию ребенку (например, "Найди пару").
- Ребенок не реагирует.
- Терапист повторяет инструкцию.
- Ребенок не реагирует.
- Терапист дает инструкцию "Делай так" и показывает какую-то простую имитационную модель.
- Ребенок выполняет имитационное действие. Терапист радостно хвалит, и дает еще одну инструкцию на имитацию.
- Ребенок выполняет.
- Терапист опять хвалит, и возвращается к начальной инструкции - "Найди пару"
- Ребенок выполняет реакцию правильно.
При обучении таким образом у ребенка развивается сильная зависимость от повторения имитационных действий как необходимое условие для выполнения другого рода реакций. Ребенок будет что-то выполнять только если перед этим пару раз хлопнет в ладоши и поднимет руки вверх. Если же этих инструкций терапист не дает, то ребенок не выполняет. Здесь ребенка "необучаемым" уже не назовешь, но вследствие этого "эффективного обучения" ребенок 90% времени занятий хлопает в ладоши и поднимает руки вверх.
5. Пятая ошибка - это использование подсказки на постоянной основе. Терапист добросовестно использует подсказки, но не делает попыток к прекращению их использованию. В данном случае ребенок все реакции выполняет с подсказками, и ни одной - самостоятельно. Подсказки тераписта могут быть явными и заметными, такими, как постоянное держание руки ребенка, или постоянное использование жестов при подаче инструкций. терапист может также не замечать, что дает подсказки - например, каждый раз, когда просит показать на предмет, смотрит на этот предмет или придвигает к нему руку. Аутичные дети умеют прекрасно считывать эти неявные подсказки, и ориентироваться на них в процессе выполнения требуемых действий.
Отсюда, для того, чтобы увеличить эффективность обучающего процесса, а также избежать возникновения нежелательного поведения ребенка во время обучения, и повысить мотивацию к заданиям следует не только помнить о правилах применения подсказок, но и применять их на практике:
- 1. Нужно использовать подсказки! Даже если вчера ребенок выполнял реакцию самостоятельно, но сегодня затрудняется это сделать - нужно дать подсказку, постепенно убрать ее - от обучающего блока к блоку, и закрепить самостоятельную реакцию.
- 2. Подсказки используются до реакции, а не после реакции! Если ребенок ошибся -у неверного действия должно произойти соответствующее последствие (например, корректирующий фидбек), а в следующем блоке, еще до того, как неверная реакция произошла, следует применить подсказку, постепенно убрать ее - от обучающего блока к блоку, и закрепить самостоятельную реакцию.
- 3. Существует несколько методов применения подсказки и постепенного прекращения:
- "От наименьшей до наибольшей"
- "От наибольшей до наименьшей"
- "Временная задержка"
- "Постепенное физическое направление"
Все эти методы нужно знать и бегло использовать на практике.
"Необучамых детей нет!" - это правило, которое должен знать АВА-терапист, при использовании любого поведенческого метода. Если ребенок плохо или медленно обучается - это говорит о том, что не выбран нужный метод, или выбрана неправильная цель, или же неточное и неправильное применение обучающего метода является преградой для продвижения ребенка.
5 коммент.:
Какая познавательная статья!Спасибо большое,Юлия!Буду теперь знать.А то наша терапист на супервизии(когда ребенок не выполнял по ее просьбе команду)высказала такую фразу:"Ну куда ему в школу?" Я конечно,ради приличия,не стала делать никаких замечаний,но внутренне я подумамала, "а может что-то не так она сама делает,раз не может добиться от ребенка выполнения команды"?!Жаль,что не все тераписты признают свои ошибки,а списывают это на отвлекающие моменты.
Да, такие тонкости, маленькое не верное движение и все пропало, что же ждать от воспитателей в детском саду)))
От воспитателя в детском саду мы и не должны ожидать применения методов АВА....А вот АВА терапист долджен уметь учиться исправлять свои ошибки....."Неверное движение -и всё пропало!"
-это не так....Ничего не пропало! Просто надо вовремя исправить.
в большинстве своем воспитатели в коррекционных детских садах добиваются больше успехов нежели АВА тераписты. может у них и другие методы, но дети и говорить начинают, и самообслуживатся и социализируются.
Наталья, я искренне рада, что вам повезло с коррекционными педагогами, и сожалею, что не повезло с АВА специалистами! Коррекционные педагоги, разумеется, обладают эффективными методиками обучения, и конечно же у них могут быть очень хорошие результаты. Думаю, читатели блога будут очень вам благодарны, если вы поделитесь информацией о том, где можно найти такое учебное заведение, где так эффективно работают.
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.