Дисциплина Прикладного анализа поведения изучает речь, как поведение, уже
около 60-ти лет. В перспективе бихевиоризма "Речь" определена как
"Вербальное поведение", которое, как и другие виды поведения
человека, является обученным поведением, находящимся под воздействием факторов
в окружающей среде. Человек, находясь и живя в социуме, использует и применяет
вербальное поведение для эффективного общения и взаимодействия с другими
членами социума.
Значимость вербального поведения для человека сложно переоценить. Не
обладая вербальными навыками, человек не имеет возможности эффективно общаться
и контролировать окружающую среду, понимать и соблюдать социальные правила, и
жить качественной и полноценной жизнью. Люди с задержкой речевого развития,
аутизмом, умственной отсталостью и другими расстройствами, часто затрудняются в
обучении и в общении с окружающими, и вследствие этого имеют ограниченные
возможности для существования и свободы выбора. Исходя из перспективы бихевиоризма
на развитие речи, человека, у которого на данный момент отсутствует речь или
вербальные навыки, можно этим навыкам научить, и таким образом привести к
повышению уровня его жизни.
Применение Прикладного анализа поведения для коррекции нарушений речевого
развития у детей с аутизмом является на сегодняшний день одним из наиболее
эффективных подходов. Поведенческое вмешательство заключается в четкой и
конкретной постановке целей вмешательства, наблюдения и записей данных о
целевом поведении, использовании принципов "Теории научения" для
формирования желаемых речевых реакций - усиления, гашения, контроля стимулов,
обобщения, и других (например, Cooper, Heron, & Heward, 1987; Kazdin, 2001; Martin & Pear, 1999; Miltenberger,
2001; Sulzer-Azaroff & Mayer, 1991).
Несмотря на то, что в большинстве современных программ техническая лексика
педагога в отношении речи в значительной степени состоит из понятий,
присутствующих в общем речевом обучении - обучение "Рецептивной
речи"(понимание) и "Экспрессивной"(использование речи), эта
терминология не соответствует видам речевых навыков, описанных в "Вербальном поведении" Скиннера (1957).
Скиннер описывает вербальное поведение, как поведение, состоящее из
различных функциональных единиц - речевых реакций, которые могут происходить
вследствие различных причин и усиливаться разного вида стимулами. И, несмотря
на это, данные функциональные единицы могут быть разными по форме. Например,
ребенок может произнести слово "печенье" потому, что он хочет
печенье, и потому, что после его обращения ему дадут печенье. Но это же слово
ребенок может произнести и как ответ на вопрос "Что ты любишь к
чаю?", и данная реакция возникнет вовсе не потому, что на данный момент он
хочет печенье, а вследствие появления контролирующего вербального стимула
(вопроса).
Каждая речевая конструкция, вне зависимости от того из каких морфем она
состоит, каким видом она является - существительным, прилагательным, глаголом,
рассматривается на основе ее функции. Какой функции на данный момент служит эта
вербальная единица - это просьба, или комментарий, или ответ на вопрос, или
копирование текста.
В своей книге "Вербальное поведение" Скиннер (1957) описал 6
основных типов вербальных действий:
1. Манд - это вид вербального действия, который происходит вследствие
влияния мотивационных переменных. Депривация каким-либо стимулом, либо
аверсивная стимуляция являются побуждающими условиями для возникновения манд-реакции.
Продолжительное отсутствие доступа к еде может побудить человека попросить
"Дайте мне поесть!", а присутствие назойливого собеседника может
побудить человека попросить "Замолчи, пожалуйста!". Манд-реакции
выполняющие функцию обращения с просьбой, происходят вследствие возникновения
побуждающих условий и усиливаются получением значимого желаемого стимула.
Просьба "Я хочу пить!" возникнет вследствие состояния жажды и
закрепится благодаря получению воды.
2. Такт - это вербальное действие, которое находится под влиянием
невербальных стимулов в окружающей среде. Как явные происходящие события, так и
скрытые стимулы могут вызвать такт-реакцию. Появление мамы в поле зрения
ребенка может вызвать реакцию "Мама пришла!", стук колес
приближающегося поезда может вызвать комментарий "Поезд", а головная
боль может стать причиной реакции "У меня болит голова". Комментарии
о происходящих событиях, которые являются такт-реакциями, формируются
посредством неспецифических социальных последствий. Когда ребенок комментирует
"Мама, вон самолет!" о летящем в небе самолете, его мама реагирует
"Правильно! Это самолет!", но не пытается предоставить ребенку сам
самолет (в отличие от манд-реакции, которая усиливается получением
специфического желаемого стимула).
3. Эхо - это вид вербального действия, которое в точности повторяет
вербальный стимул другого человека. Когда мама говорит "Собака",
ребенок повторяет "Собака". Когда на логопедических занятиях педагог
говорит "Ау!", ребенок повторяет "Ау!". Эхо-реакция должна
полностью соответствовать форме и виду вербального стимула. Если вербальный
стимул - это произнесенное слово, то эхо-реакцией в данном случае будет
повторение этого слова. Если вербальный стимул - это написанный текст, то
эхо-реакцией будет копирование этого текста. А если вербальным стимулом
является жест, то это-реакцией в данном случае будет повторение этого жеста.
4. Интравербальное действие. Данный вид вербальных реакций также происходит
вследствие вербальных стимулов, но не имеет точного соответствия с ними. Когда
ребенку задают вопрос "Кто лает?", ребенок отвечает
"Собака", а когда к человеку обращаются с приветствием "Добрый
день!", он отвечает "Здравствуйте!". Данный вид вербальных
действий является основой диалога, а также перевода слов с другого языка. Услышать
слово "Мама", и сказать "Mother" тоже является интравербальным действием.
5. Текстуальное действие - это чтение текста. Увидеть написанное слово
"Собака" и произнести "Собака". Скиннер указал, что данное
вербальное действие может происходить вне связи с пониманием прочитанного.
Человек может считывать набор букв, но при этом не понимать смысла. Например,
человек может прочитать слово "Пиллоу", не зная, что данное слово
обозначает "Подушка" на английском языке.
6. Транскрипция - этот вид вербальных действий заключается в написании
услышанных вербальных стимулов. Ребенок слышит "Поезд" и пишет в
тетради "Поезд". Данный вид вербальных реакций включает также
печатание по буквам (на клавиатуре компьютера), набирание слова по буквам (например,
из букв на магнитах), или произнесения слова по буквам ("Буква
"Пэ", буква "О", буква "Е", буква "Зэ"
и буква "Дэ").
Помимо данных типов вербальный действий, Скиннер (1957) также определил
роль слушателя. Данная роль не заключается лишь в восприятии речи
("рецептивной речи"), а включает дополнительные аспекты. Человек,
выполняющий роль слушателя, должен не только уметь воспринимать на слух речь
говорящего и выполнять инструкции, но также обладать дополнительными навыками.
Например, смотреть на говорящего, кивать, быстро реагировать на его вопросы и
отвечать, быстро реагировать на его просьбы и предоставлять ему то, что
необходимо - специфические предметы или информацию, а также реагировать
эмоционально - улыбаться, грустить, сопереживать.
В отличие от конвенционального восприятия, в котором "Рецептивная
речь" и "Экспрессивная речь" являются частью одного континуума,
в анализе вербального поведения все виды речевых реакций являются
самостоятельными функциональными единицами. Приобретение навыка называть воду
"Вода" (такт-реакция) совершенно не гарантирует приобретение навыка
просить воду, когда испытываешь жажду (манд-реакция), или принести стакан воды
по инструкции "Принеси стакан воды!" (поведение слушателя).
Приобретение все видов вербальных навыков должно происходить параллельно, для
того, чтобы весь репертуар различных функциональных единиц объединился в
"Речь".
Обучение детей с расстройствами речи и аутизмом часто является сложной
задачей для педагогов. Помимо тяжелых нарушений в восприятии и произносительной
стороны речи, у таких детей часто наблюдаются проблемы в поведении, сложности с
обобщением, медленный темп приобретения навыков и отсутствие социальной
мотивации. Обучение детей с аутизмом может быть затруднено вследствие
проявления агрессивного поведения, отсутствия сосредоточения или
сотрудничества. Педагогу сложно наладить контакт с ребенком, а те навыки,
которым удается обучить ребенка - категоризации, понятиям цвета и формы,
глагольным структурам, в редких случаях приводят к развитию вокальной речи или
спонтанным инициативам. В данном случае, применяя принципы Прикладного анализа
поведения на практике с детьми с аутизмом, можно значительно повысить
эффективность обучения и добиться лучших результатов. Поведенческий подход
помогает не только скорректировать проблемы в поведении ребенка, наладить
сотрудничество, но и посредством анализа вербального поведения определить
уровень развития навыков ребенка и цели
для развития функциональных вербальных навыков.
Один из наиболее современных методов оценки навыков - "Оценка вех
развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства
VB-MAPP" (VB-MAPP; Sundberg, 2008) представляет собой инструмент
оценки, основанный на анализе вербального поведения Скиннера (1957). Данное
тестирование разработано для оценки вербальных навыков у лиц с задержкой
речевого развития. VB-MAPP состоит из пяти компонентов. Сначала в
разделе "Оценка вех развития" определяются основные академические и
речевые навыки, в соответствии с динамикой развития от 0 до 48 месяцев (три возрастных
уровня развития: 0-18 месяцев, 18-30 месяцев, 30-48 месяцев). Затем, в разделе
"Оценка преград" определяются виды поведения, которые, как правило,
препятствуют овладению академическими и речевыми навыками детьми с РАС и
другими нарушениями развития. Оставшиеся компоненты VB-MAPP включают в себя разделы "Оценка переходов", "Анализ заданий
и мониторинг приобретения навыков", а также "Рекомендации для
построения учебной программы и составление целей ИПО".
Проведение данного тестирования требует понимания основ "Анализа
вербального поведения" по Скиннеру (1957), а также знания лингвистической
структуры речи и методологий обучения - использования подсказок, поощрений, и
правильной подачи инструкций. С помощью данного тестирования является возможным
определить, какие вербальные функциональные единицы (манд, такт, эхо,
интравербальные, и т.д.) присутствуют в речевом репертуаре ребенка, выбрать
критерий для ближайшего развития данных навыков, а также выбрать
соответствующие методики обучения (например, метод "Обучение отдельными
блоками" или метод "Случайное обучение") и формат обучения
(индивидуальное обучение, обучение в малой группе, обучение в
общеобразовательном классе). Данное тестирование помогает также оценить
прогресс ребенка. С помощью проведения повторного тестирования через
определенный промежуток времени, можно определить достиг ли ребенок заранее
обозначенных критериев, и на каком уровне находятся его навыки вследствие
применения поведенческой программы вмешательства. VB-MAPP также помогает разработать план коррекции поведения для устранения
проблем, мешающих на данный момент развитию ребенка.
Обучение речевым навыкам происходит в комплексе, принимая в расчет
самостоятельность каждой вербальной функциональной единицы. Параллельная работа
над развитием манд-реакций, эхо-реакций, навыков слушателя и другими, происходит с высокой интенсивностью, в
структурированном формате, с применением поведенческих инструментов обучения
(подсказок и поощрений), при осуществлении записи данных и мониторинге прогресса.
Skinner, B. F. (1957). Verbal behavior. New
York: Appleton-Century-Crofts.
Sundberg, M. L. (1983). Language. In J. L. Matson & S. E. Breuning (Eds.), Assessing the mentally retarded (pp. 285-310). New York: Grune & Stratton.
Sundberg M. L. & Michael J., (2001). The Benefits of Skinner’s Analysis of Verbal Behavior for Children With Autism. Behavior Modification, Vol. 25 No. 5, 698-724
Sundberg, M. L. (2008). The verbal behavior milestones assessment and placement program: The VB-MAPP guide. Concord, CA: AVB Press.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.