ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

ABA и расстройства пищевого поведения.

Отказ от еды
Важность функциональной оценки поведения и выбора целей для обучения при работе над коррекцией пищевых расстройств.
Дети с расстройством аутистического спектра часто демонстрируют проблемное поведение при приеме пищи. Некоторые дети затрудняются и сидеть и кушают только при просмотре телевизора, или родители "бегают за ними с ложкой". Некоторые дети отказываются принимать тот или иной вид еды, и могут отталкивать от себя тарелку с едой, или сбрасывать еду на пол. Некоторые из них вызывают рвотный рефлекс или могут полностью отказаться от еды и не принимать пищу в течение нескольких дней.

Однако, для того, чтобы скорректировать эти поведенческие проблемы важно помнить, что коррекция может длится продолжительный период, и здесь необходима последовательная работа над четкими целями.


Проблемы с питанием у аутичного ребенка являются одними из самых сложных, т.к. окружающие, в основном мамы и бабушки чувствуют вину в том, что им не удается накормить ребенка. Именно это субъективное мнение, что ребенок постоянно голоден, что он лишен самого необходимого может существенно тормозить работу, т.к. иногда ожидания и желания взрослых не соответствуют потребностям ребенка. На практике случается, когда ребенок, в принципе, ест все необходимые продукты, но отказывается от отдельных продуктов. Например, не хочет есть печень трески, или гранаты, или ест только борщ, а суп с фриакдельками и зеленью не ест, или не хочет попробовать пирожное или тортик. В таких случаях важно определиться со значимостью того или иного продукта в рационе ребенка.

Желательно заручиться поддержкой детского диетолога, и проконсультироваться с ним, насколько тот или иной продукт необходим ребенку в том или ином возрасте. У взрослых есть свойство требовать от аутичного ребенка того, что другие, нормотипичные дети не делают. Отсюда, специалист по детскому питанию может подсказать (иногда потребуется проверка крови на содержание или недостаток тех или иных ферментов), какие именно продукты содержат необходмые ребенку вещества, или же он их получает в достаточном количестве из той пищи, которую ест.

Иногда сложности возникают, когда ребенок слишком много "перекусывает" между завтраком, обедом и ужином. В данной ситуации ребенок может съесть 3-4 ложки макарон и откусить кусочек от котлетки, и убежать из за стола, а если мама будет настаивать, то устроить истерику. Но буквально через полчаса "подзарядиться" печеньками, пачкой чипсов, сухариками, яблочком, бананчиком, и конфетками.

В данном случае, перед тем, как начать разрабатывать план по коррекции поведения, очень важно провести наблюдения, и получить достоверную информацию о том, сколько и каких продуктов ребенок употребляет в течение дня.
Таблица для записи - разнообразие в еде

http://www.btt-courses.com/mod/resource/view.php?inpopup=true&id=1757
Иногда сложности возникают не потому, что ребенок отказывается от продуктов питания, а потому, что ему сложно или неудобно использовать столовые приборы. То есть, ребенок не ест суп не потому, что не любит суп, а потому что ему сложно держать ложку. И если мама или бабушка будут его кормить, тогда он суп съест. А если он должен есть сам - тогда он полезет в тарелку руками или сбросит ее на пол. В данном случае работа должна сосредоточиться на обучении ребенка использовать ложку или вилку, а не на введении тех или иных продуктов в рацион. В некоторых случаях можно приспособить более подходящий вид посуды, например, ложку с толстой ручкой, или изогнутую, в виде маленького половника, или натренировать ребенка сначала кушать вилкой, а потом уже ложкой. В каждом случае нужен индивидуальный подход, оценка моторных навыков ребенка, и использование соответствующего вида подсказок, которые не будут вызывать зависимость.

В случаях, когда у ребенка и скудный рацион, и проблема с использованием приборов, рекомендуется выбрать только одну сферу для работы. Например, работать только над удерживанием ложки, и при этом не вводить новых продуктов, до тех пор, пока ребенок не натренируется.

Когда ребенок отказывается от того или иного вида продуктов, это может происходить из за чрезмерной чувствительности к текстуре, запаху или вкусу продукта. В данном случае желательно определить, что именно ребенку мешает, и что отличает этот продукт от тех, которые ребенок согласен употреблять. Для введения новых продуктов желательно начинать именно с тех продуктов, которые схожи по запаху и текстуре с любимыми продуктами ребенка, и использовать принципы поощрения и "Сиситематической десенсибилизации" при работе над этим.

Также важно выделить приоритеты, и не работать над разнообразными видами еды одновременно. Выбрать приоритеты поможет врач-диетолог, а выбрать соответствующий метод коррекции проблем в пищевом поведении - "Формирование реакции", "Неубирание ложки", "Гашение", поможет опытный поведенческий аналитик, который после получения необходимой информации и оценки функции поведения разработает план коррекции и мониторинга прогресса.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.