Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение. Часть 1.




Вмешательства при аутизме
В одной из наших предыдущих публикаций мы говорили о том, с какими социальными трудностями сталкиваются аутичные люди в различном возрасте, а сегодня мы подробней остановимся на видах вмешательств, направленных на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра.

Обзор вмешательств.

Ниже приводится краткий обзор основных результатов двенадцати исследований и трех мета-анализов, посвященных изучению вмешательств, направленных на обучение социальным навыкам людей с РАС. Согласно выводам этих исследований, из всего разнообразия интервенций только видео моделирование полностью соответствует критериям научно-обоснованной практики, установленным в 1998 году учеными Chambless и Hollon. Все остальные виды вмешательств, которые будут рассмотрены далее, на определенном уровне поддерживаются и подтверждаются исследовательской литературой и считаются перспективными для использования в схемах обучения социальным навыкам, однако, они все еще требуют дальнейших исследовательских оценок эффективности и результативности.


Видео моделирование.

Видео моделирование предполагает использование видеозаписей, демонстрирующих применение целевых навыков. Человек просматривает видеоролики, а затем имитирует представленное на них поведение. Видео моделирование является стратегией вмешательства, которая неоднократно использовалась в различных популяционных группах для обучения людей целевому поведению (Bellini & Akullian, 2007). Что касается обучения лиц с РАС социальным навыкам, исследование показало, что видео моделирование может оказаться полезным для улучшения ряда таких навыков, как игровые навыки, навыки проявления социальной инициативы, разговорные речевые навыки и перспективная речь (Bellini & Akullian, 2007; Scattone, 2007).

В качестве стратегии вмешательства, направленного на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра, видео моделирование было изучено в многочисленных исследованиях и обзорах научной литературы (Bellini & Akullian, 2007; Reichow & Volkmar, 2010; Scattone, 2007; Wang & Spillane, 2009). Bellini и Akullian (2007) провели мета-анализ двадцати трех исследований, посвященных видео моделированию. Результаты этого анализа показывают, что видео моделирование является эффективным вмешательством (Bellini & Akulluan, 2007). Wang и Spillane (2009) провели мета-анализ тридцати восьми исследований, посвященных вмешательствам в области социальных навыков, в том числе одиннадцати исследований видео моделирования, и они также пришли к выводу о том, что видео моделирование является эффективным вмешательством при обучении социальным навыкам и соответствует всем критериям научно-обоснованных методов лечения.

Социальные истории™.

Социальные истории являются инструментом социального вмешательства, который был разработан Carol Gray (2010) и предполагает написание коротких историй, описывающих: (1) социальную ситуацию, которая является сложной для индивидуума, (2) соответствующую реакцию, которая ожидается от него в данной ситуации, (3) причину, по которой ожидается именно такая реакция, и (4) положительное влияние выбора такой реакции на индивидуума и окружающих людей. Carol Gray было представлено несколько книг с готовыми социальными историями, однако многие родители, педагоги и специалисты в области АВА предпочитают составлять индивидуализированные социальные истории в соответствии с конкретными потребностями каждого ребенка. Такие истории хорошо структурированы и имеют ряд требований в отношении количества и типа используемых предложений. Они часто включают в себя рисунки или картинки для облегчения понимания, особенно в случае детей младшего возраста или детей с невысоким уровнем развития вербальных навыков. Такие истории, как правило, аутичные дети либо читают самостоятельно, либо слушают, как их читает инструктор или член семьи, и происходит это непосредственно перед началом деятельности или ситуации, представляющей для них определенную сложность. Благодаря простоте реализации такого вмешательства, социальные истории широко используются в клинических и учебных заведениях для обучения различным социальным навыкам, включая навыки взаимодействия со сверстниками, навыки проявления социальной инициативы, а также поведению, которое является альтернативой проблемному (Kokina & Kern, 2010).

В ряде исследований учеными был поднят вопрос эффективности социальных историй в обучении лиц с РАС социальным навыкам. Результаты мета-анализа, проведенного Reynhout и Carter (2006), Wang и Spillane (2009), Kokina и Kern (2010), говорят о том, что несмотря на достаточно высокое качество проведенных исследований, эффективность социальных историй в качестве социального вмешательства остается под сомнением. Согласно Kokina & Kern (2010) и Wang & Spillane (2009), широкое разнообразие результатов, наблюдаемых у аутичных людей в ответ на проведение такого вмешательства, несколько снижает уверенность в эффективности социальных историй, поэтому рекомендуется внимательно наблюдать и оценивать результативность данного вмешательства на индивидуальной основе. Необходимо проведение дальнейших исследований для того, чтобы определить, при каких условиях и для каких индивидуумов социальные истории являются наиболее эффективными в изменении и улучшении социального поведения.

Групповое обучение социальным навыкам.


Групповое обучение социальным навыкам предполагает обучение небольшой группы лиц с РАС в течение определенного промежутка времени, в рамках которого сложное социальное поведение и специфические социальные навыки разбиваются на компоненты и обучаются пошагово, зачастую в соответствии с принципами Прикладного анализа поведения (АВА). Такие вмешательства включают в себя разнообразные поведенческие техники обучения, такие как предоставление подсказок, формирование реакции, мотивационные стратегии и манипулирование переменными окружающей среды для содействия систематическому овладению целевыми навыками, однако, также могут использоваться и дополнительные стратегии вмешательства. Целевое поведение включает в себя социальную коммуникацию, участие в беседе и инициирование беседы, интерактивные групповые навыки, эмпатию и перспективную речь, разрешение конфликтов и построение дружеских взаимоотношений (Cappadocia & Weiss, 2011).

Существует большой объем исследовательской литературы, посвященной групповому обучению социальным навыкам людей с РАС (Cappadocia & Weiss, 2011; Rao, Beidel & Murray, 2008; Reichow & Volkmar, 2010; White, Keonig & Scahill, 2007). Несмотря на такое число научных исследований и обзорных статей, на сегодняшний день не проводился мета-анализ общей эффективности вмешательства, который позволил бы сделать выводы о том, соответствует ли такое групповое вмешательство критериям научно-обоснованной практики. Описательные обзорные статьи о научных исследованиях в области группового обучения социальным навыкам в целом иллюстрируют положительные результаты; однако, целевое поведение и используемые процедуры значительным образом варьируются, и потому критерии оценки результатов и эффекта вмешательства несколько противоречивы (Rao и соавторы, 2008; Reichow & Volkmar, 2010). Из-за нескольких методологических недостатков проведенного исследования в настоящее время групповое обучение социальным навыкам не может считаться соответствующим критериям научно-обоснованного лечения (Rao и соавторы, 2008; White и соавторы, 2007). Тем не менее, такая интервенция может считаться многообещающей, если используемая учебная программа и методы обучения сами по себе являются научно-обоснованными. Необходимо проведение большего числа хорошо контролируемых исследований в области группового обучения социальным навыкам, чтобы определить эффективность групповых вмешательств, а также выяснить, какие программы и стратегии обучения, имеющие научное обоснование, являются подходящими для группового обучения.


Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Вступление.

Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение. Часть 2.


Источник: http://www.autismontario.com/Client/ASO/AO.nsf/object/SocialMatters/$file/Social+Matters.pdf

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.