Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Вступление.


С какими социальными трудностями сталкиваются люди с РАС?

Дошкольный возраст.

Обучение социальным навыкамВ большинстве случаев социальные проблемы у детей с расстройствами аутистического спектра могут быть обнаружены еще в раннем детстве или даже в младенчестве. К ранним признакам проявления социальных затруднений у ребенка, как правило, относят отсутствие навыков социального взаимодействия, таких как установление зрительного контакта, реакция на свое имя, совместное внимание и навыки имитации.

Эти признаки могут быть достаточно устойчивыми, особенно у детей с серьезными когнитивными трудностями. Часто такие дети подолгу остаются социально безразличными или замкнутыми. В то же время, младенцы и дети дошкольного возраста, получившие диагноз  «синдром Аспергера» или «общее  расстройство развития, неуточненное», могут иметь социальные проблемы, которые изначально оставались незамеченными, поскольку их проявления очень напоминают нежелательное поведение у нормотипичных детей, переживающих «кризис трехлетнего возраста» (отказ от сотрудничества, истерики). Детей с расстройствами аутистического спектра от нормотипичных детей двух-трехлетнего возраста отличает крайняя социальная негибкость, настойчивое стремление к постоянству, а также тяжелые вспышки гнева и истерики, связанные с изменениями рутинных процедур, переходами или любыми другими ситуациями, в которых ребенок не может контролировать происходящее или добиться получения желаемого. Такие модели негибкого поведения присущи многим аутичным детям с различным уровнем функциональности. У вербальных детей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом ригидность поведения проявляется в сильной потребности контролировать и управлять игровым процессом или другими видами деятельности, а также в нежелании следовать инструкциям или примерам других людей. Как правило, подобная негибкость становится причиной еще более глубокой изоляции ребенка от своей сверстников.

Школьный возраст.

Без проведения эффективного раннего социального вмешательства проблемы раннего детского возраста, как правило, сохраняются и могут усугубиться в связи с повышенными социальными требованиями в школе. Дети с РАС зачастую обладают ограниченными игровыми навыками и проявляют минимальный интерес к игре со сверстниками. Однако, даже если интерес к взаимодействию со сверстниками присутствует, что обычно присуще детям с определенным уровнем речевого развития, у таких детей, как правило, наблюдается дефицит необходимых навыков для инициирования игры, ответа на приглашение поиграть со стороны сверстников и для обучения игре посредством наблюдения. Их модель социальной интеракции может быть незрелой и предполагать нарушение личного пространства, неприемлемые прикосновения или даже агрессию. В большинстве случаев неудачные попытки социального взаимодействия и непонимание социального мира приводит к тому, что аутичный ребенок начинает избегать социальных контактов в целом. Они могут дружить с детьми, обладающими высокими адаптивными способностями и гибкостью поведения, что позволяет им подстраиваться под потребности аутичного ребенка.

По мере взросления поддерживать дружеские отношения становится все более сложно, поскольку нормотипичные дети проявляют все меньшую толерантность к одностороннему характеру таких взаимоотношений, особенно если ведение беседы с аутичным ребенком сводится к ограниченной области его особых интересов, которые не всегда могут совпадать с интересами сверстника.

Подростковый возраст.

Когда дети с РАС переходят в среднюю и старшую школу, они, как правило, еще больше изолируются от своих сверстников. Дети, страдающие глубоким аутизмом или имеющие значительные когнитивные проблемы, продолжают демонстрировать интересы и игровые модели раннего детства. Однако, усилия школы, направленные на создание обстановки принятия и инклюзии, могут помочь свести стигматизацию к минимуму и увеличить потенциал дружбы со сверстниками. Дети, обладающие развитыми речевыми навыками, могут глубже осознавать свои отличия и потому имеют больше возможностей для того, чтобы «влиться» в школьное сообщество. Тем не менее, зачастую к моменту достижения подросткового возраста такие дети неоднократно сталкиваются с буллингом и проявляют социальную тревожность, которая естественно сопровождает подобные стрессовые факторы. Тревожные расстройства  или обсессивно-компульсивные расстройства чаще всего диагностируется в подростковом возрасте и в какой-то степени являются продуктом увеличения социального давления. Неудивительно, что аутичные подростки зачастую проводят больше времени в одиночестве или со взрослыми, которые поощряют их в области особых интересов.

Зрелость.

Проблемы подросткового возраста сохраняются в зрелом возрасте и усугубляются растущими требованиями самостоятельной жизни после окончания старшей школы и уменьшением уровня поддержки построения социальных связей и дружеских отношений. Проблемы социализации могут включать в себя дискомфорт от присутствия большого количества людей/шума/визуальных стимулов, неспособность должным образом сконцентрироваться на изучении нового навыка или на участии в групповой деятельности и т.п. В настоящее время существует лишь ограниченный объем литературы и профессиональных публикаций, посвященных составлению программ обучения социальным навыкам для взрослых с РАС.

В Канаде, провинция Онтарио, было проведено широкомасштабное исследование, в рамках которого ученые попытались выявить статистические показатели и качественные характеристики услуг АВА-терапии, предоставляемых лицам с расстройствами аутистического спектра. Они пришли к следующим выводам:

•    50% программ, направленных на обучение социальным навыкам, было реализовано для детей в возрасте от 6 до 18 лет, и лишь менее 25% программ было составлено для взрослых
•    70% программ обучения социальным навыкам были реализованы в групповом формате (или в рамках сочетания группового и индивидуального формата)
•    В 58% программ акцент был сделан на навыках ведения беседы, в то время как другие цели включали в себя: обучение эмоциям (54%), навыкам групповой игры, в том числе умению соблюдать очередность (45%), а также когнитивным социальным навыкам (31%)
•    В 87% программ использовалось визуальное сопровождение
•    В 75% программ использовался какой-либо из видов оценки программ
•    Наиболее распространенной проблемой АВА-программ (62%) оказалась проблема удовлетворения разнообразных потребностей клиентов, связанных с различиями в возрасте, уровне функционирования, диагнозе и уровне развития навыков

Методы обучения.

Что касается методов, используемых для обучения социальным навыкам, в большинстве случаев акцент делался на прямом обучении правилам и понятиям (например, как поприветствовать кого-либо) и обучении определенным навыкам (78% и 68% соответственно). В рамках прямого обучения чаще всего использовались следующие инструменты: наглядные пособия (64%), видео моделирование (64%), обучение в натуральной среде (91%), обучение, опосредованное сверстниками (68%), и обучение родителей (в 10-30% сессий). Другие подходы, которые были использованы, включали в себя: дидактические инструкции (модель обучения; 33%), обратную связь по видео (36%), драматерапию (27%) и когнитивно-поведенческую терапию (12%).


Продолжение статьи:

Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение. Часть 1.
Вмешательства, направленные на обучение социальным навыкам людей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение. Часть 2.



Источник: http://www.autismontario.com/Client/ASO/AO.nsf/object/SocialMatters/$file
/Social+Matters.pdf

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.