ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Обучение навыкам счета.



Обучение счету при аутизме
Счет – это как песня. Очень часто именно таким образом детей знакомят с этим понятием: «1, 2, 3, 4, 5...». Проблема заключается в том, что при работе с аутичными детьми иногда бывает сложно разорвать эту цепочку, если необходимо отсчитать предметы или просто же просто идентифицировать какую-либо цифру.

В нашей публикации мы представим вниманию читателей две программы, направленные на обучение навыкам счета, в ходе реализации которых могли бы возникнуть трудности с разрывом устоявшейся цепочки. Также будут приведены некоторые рекомендации в отношении того, как это цепочку разорвать. Эти программы предназначены для учащихся, которые знают, как считать, но могут испытывать сложности со счетом до определенного числа (и остановкой) или же с идентификацией цифр.


Отсчет предметов.

Это программа является универсальной и очень простой. Вы можете использовать большое множество разнообразных предметов, которые есть у вас дома или в рабочем кабинете/классе (более того, в рамках данной программы использование различных предметов настоятельно рекомендуется).

Как и при работе с любой программой, вам потребуется лист для сбора данных, ручка и, конечно же, перечень усилителей для вашего учащегося.

С чего начать?

Вы можете разбить целевые навыки на составляющие в зависимости от того, на каком уровне эти навыки уже сформированы у ребенка. Например, если вы просите учащегося дать вам пять кубиков, а он, начав считать кубики по одному, продолжает их считать и после того, как отсчитал необходимых пять, то это является показателем того, что вам нужно начинать работу с меньших чисел и постепенно переходить к большим. Если же ребенок сам останавливается на пяти, это прекрасно! В таком случае вы можете провести еще несколько блоков, чтобы узнать, до скольки он может считать самостоятельно. Если учащийся успешно справляется с подсчетом любого количества предметов, в таком случае эта программа ему не подходит.

Однако же, если ребенок продолжает считать и после того, как дошел до необходимого числа, то данная программа представляет собой инструмент, который вы сможете использовать для того, чтобы разорвать эту цепочку счета.


Шаг 1: Выберите примерно 5 целей, над которыми вы будете работать. Одной из этих целей будет число, после которого ребенок продолжает считать дальше, два числа больше него и два числа меньше него.

Шаг 2: Подготовьте лист для сбора данных и ручку, а также контейнер с различными предметами для счета.

Шаг 3: Предоставьте ребенку контейнер с предметами и запрос, например, «Дай мне 8...».

Шаг 4: Когда ребенок начнет считать, будьте очень внимательны. Если счет ведется до того количества, которое учащийся, как правило, отсчитывает правильно (останавливается на необходимом числе), дождитесь, пока он дойдет до требуемого числа и сделайте паузу примерно в 3 секунды, чтобы посмотреть, продолжит ли ребенок считать.

Если ребенок не делает попыток продолжить считать (например, он держит руки на столе и сосредоточил свое внимание на вас), предоставьте ему вербальную похвалу («Молодец! Это 8!») и предпочитаемый им предмет на несколько минут (игрушку или небольшое количество пищи), пока вы делаете пометки о правильных реакциях в таблице для сбора данных. Если ребенок пытается продолжить счет, заблокируйте его руки и повторите целевое число (например, «8! Это – 8! Сколько? [подождите, пока ребенок ответит] Хорошо. Ты отлично посчитал до 8»). Подождите 5 секунд и предоставьте то же требование снова.

Навыки счета при аутизме

Шаг 5: Положите отсчитанные предметы назад в контейнер и предоставьте ребенку инструкцию с новым целевым числом. Проводите до трех обучающих блоков в день на каждую цель.

Идентификация чисел.

Иногда учащиеся умеют считать и идентифицировать некоторые числа, однако, в основном они называют последовательность чисел до тех пор, пока не дойдут до необходимого числа. Например, вы показываете ребенку карточку с числом «13» и спрашиваете его: «Какое это число?», а он отвечает: «9… 10… 11… 12… 13. 13!». И так происходит всякий раз, когда, к примеру, речь идет и числах больше 10-ти. Такой навык счета нельзя назвать особенно функциональным, поэтому необходимо разработать программу, которая бы помогла разорвать эту цепочку, одновременно работая над навыком идентификации всё больших и больших чисел.

Опять таки, как и при работе с любой программой, вам будет нужен лист для сбора данных, ручка и, конечно же, перечень усилителей для вашего учащегося. Кроме того, вам потребуется несколько карточек с числами от «1» до наибольшего числа, которое ребенок может корректно идентифицировать, а также несколько карточек с числами, которые вызывают у ребенка затруднение.

Шаг 1: Перемешайте карточки. Убедитесь в том, что первые несколько карточек содержат те числа, на которые ребенок демонстрирует правильную реакцию.

Шаг 2: Когда учащийся сидит перед вами и готов к работе, покажите ему первую карточку и спросите: «Какое это число?». Дайте ребенку около 3 секунд на ответ. Если он ответит правильно, положите карточку на стол (создав стопку карточек с правильными ответами), предоставьте вербальную похвалу, например, «Молодец, это 5!», и покажите следующую карточку.

Шаг 3: Когда вы дойдете до числа, которое вызывает у ребенка затруднение, сразу же назовите это число, чтобы учащийся его повторил (например, вы показываете карточку, скажем, с числом «13», говорите «13» и ждете 3 секунды, чтобы ребенок повторил за вами). Проведите примерно 5 блоков на каждое число, с которым ребенок испытывает сложности.

Шаг 4: После 5 обучающих блоков с немедленной подсказкой к корректной идентификации числа проведите еще несколько блоков, но подождите 3 секунды прежде, чем предоставить ребенку подсказку. Например, вы показываете учащемуся карточку с числом «13» и останавливаетесь на 3 секунды. Если ребенок ничего не говорит или предпринимает попытки досчитать до этого числа, демонстрируя тем самым некорректную реакцию, скажите «13» и дайте ему 3 секунды, чтобы он повторил за вами. Однако, если ребенок отвечает правильно без подсказки, предоставьте ему выраженную вербальную похвалу: «Да! Это 13! Ты молодец, прекрасно сказал 13!», а также какое-либо из предпочитаемых им поощрений  на несколько минут (игрушка или пища).

Шаг 5: Продолжайте работать с карточками до тех пор, пока учащийся не начнет правильно называть каждое из чисел (без каких-либо подсказок). Как только вы достигнете этого результата, можно постепенно добавлять новые числа, исключая более старые.
Ключевым моментом для вышеописанных программ является блокирование попыток учащегося продолжить счет после того, как он дойдет до необходимого числа, а также вмешательство в случае, когда ребенок пытается досчитать до определенного числа, если перед ним поставлена задача идентифицировать его.


Источник: http://theautismhelper.com/teaching-counting-skills/

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.