ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Обучение невербальных детей навыкам коммуникации.




Невербальный ребенок
Многие люди, страдающие аутизмом, могут иметь нарушения или трудности функциональной коммуникации. Иногда это связано с заболеваниями, такими как патология развития языка или апраксия. Однако, чаще всего причина заключается в значительном дефиците развития навыков в области мотивации, обработки речи и социального взаимодействия. Задержка речи также бывает вызвана серьезными ушными инфекциями, которые могли привести к снижению слуха или негативно повлиять на обработку речи на важнейших этапах умственного развития.

В своей практике специалисты АВА часто сталкиваются с невербальными детьми. Термин «пре-вербальный» или «невербальный» означает, что индивидуум не использует вокальную коммуникацию функциональным образом на постоянной основе (термин «невокальный» или «неговорящий» с профессиональной точки зрения является более предпочтительным, поскольку вербальное поведение может включать в себя и неэкпрессивную коммуникацию, например, язык жестов). В большинстве случаев вместо типичной речи такие люди используют коммуникацию неэффективным или неподходящим способом (эхолалия и т.п.). Они часто общаются при помощи указательных жестов, направления действий других и, в основном, посредством собственного поведения. Практически любой терапист сталкивался с ситуацией, когда маленький ребенок, не произнося ни слова, контролирует жизнь всей семьи в соответствии со своими желаниями. Родители такого ребенка, как правило, знают, что два вскрика означают «включи телевизор», капризный плач подразумевает «возьми меня на руки», а толчок брата значит «я не хочу играть» и т.п.

Важно, чтобы при работе с невербальными детьми цель состояла не только в обучении «говорению». Целью должна стать эффективная коммуникация ребенка. Даже вербальные дети не всегда общаются эффективно. Ситуация, когда пятилетнего ребенка обучают различению цветов и частей тела в то время, как он не может сообщить взрослому о том, что он голоден, хорошо иллюстрирует пример ребенка, который умеет разговаривать, но не пользуется своей речью для общения. 

Когда вы думаете о «вербальном» ребенке, необходимо думать не только о «говорении». Какие образом ребенок общается? Обладает ли он хорошей рецептивной речью, даже если он не говорит? Наблюдаются ли у ребенка вербальные стимуляции, гуление, напевает ли он песни или мелодии? Кричит ли ребенок, когда расстроен, или шумит ли он, не произнося ни слова? Полагаясь на собственный опыт, некоторые АВА-специалисты говорят, что вербальные стимуляции, частый лепет, демонстрация социального сознания или внимания (к примеру, ребенок пристально смотрит на ваше лицо, когда вы ему поете) являются хорошими показателями того, что невербальный ребенок начнет говорить. Дети, продуцирующие эхо-реакции, поющие песни без слов и «играющие» со звуками речи зачастую быстро добиваются успеха в ходе интенсивного речевого вмешательства.

Поведение составляет значительную долю коммуникации. Считается, что у детей, которые не умеют коммуницировать или являются невербальными, наблюдаются наиболее устойчивые и сложные проблемы поведения. Почему? Представьте себе, что вы находитесь в окружении, где никто не говорит на вашем языке. Вы очень голодны, и пытаетесь убедить этих людей накормить вас. Как долго вы будете объясняться жестами прежде, чем начнете толкать кого-нибудь или разбрасывать вещи?

Если у ребенка отсутствует внутренняя мотивация к коммуникации, и нет внешней необходимости в общении, то с точки зрения такого ребенка гораздо проще участвовать в поведении, чем в коммуникации. Ребенок, которому позволяют сбрасывать свою тарелку на пол во время ужина, чтобы обозначить, что он наелся, имеет нулевой стимул к подбору слов, формированию звуков и говорению.

Усиление также имеет огромное значение. Для того, чтобы ребенок с аутизмом научился общению, необходимо присутствие поощрения. Многие родители думают: «Почему мы должны поощрять ребенка к тому, чтобы он говорил? Другие дети просто начинают разговаривать, и для этого им не нужен M&Ms». Одной из характерных черт, присущих расстройствам аутистического спектра, является качественное нарушение коммуникации. Это может означать, что ребенок не владеет речью, имеет задержку развития, или же у него отсутствует мотивация к использованию имеющихся у них речевых навыков.

Существует множество вариантов для обучения невербальных детей коммуникативным навыкам, и часто специалисты ВСВА или консультанты в области АВА-терапии рекомендуют использовать несколько подходов одновременно. Поговорим о различных методах обучения коммуникации.

Вербальный поведенческий подход. Существует множество различных способов применения Прикладного анализа поведения, и вербальное поведение является одним из ответвлений АВА-терапии. Вербальное поведение имеет функциональную речевую направленность. Вербальный поведенческий подход предполагает подхватывание и построение внутренней мотивации, а также использование поощрений для усиления коммуникации посредством вербальных действий (манд/обращение с просьбой, такт/наименование предметов и действий и т.п.). Речь рассматривается и обучается в качестве поведения, разбиваясь на компоненты. Если ребенок любит мороженое, одним из первых слов, которые он научится произносить, будет «мороженое». То есть, мотивация ребенка к получению желаемого объекта используется для формирования речи: сказал «мороженое» - получил мороженое. В рамках данного подхода для получения желаемых реакций также используется повторение, подсказки и процедура формирования реакции. Первоначально реакция «мя» рассматривается как приемлемая для просьбы получить мяч. Со временем (и с проведением тщательного анализа данных) критерии для реакции становятся все более строгими до тех пор, пока ребенок не научится говорить «мяч».

Речевая терапия/логопедия. Как правило, из 10 детей, с которыми работает АВА-терапист, примерно 6-7 детей получают и речевую терапию. Многие родители считают, что логопедия является единственным способом научить невербального ребенка разговаривать. Логопеды часто работают с такими состояниями, как заикание, нарушение речи и т.п. Для некоторых детей речевая терапия оказывается очень эффективной, другие же с ее помощью не добиваются существенных результатов. Очень важно, чтобы при поиске специалистов, работающих с дефектами речи, родители ориентировались на логопедов, которые имеют опыт работы с аутизмом или проблемным поведением. Также необходимо обратить внимание на интенсивность предлагаемых услуг. Многие дети, получающие речевую терапию, занимаются с логопедом всего 15-45 минут в неделю. Для невербального, низкофункционального ребенка с аутизмом этого может оказаться недостаточно для достижения значимых целей. Если ребенок получает речевую терапию и при этом демонстрирует серьезный прогресс, высока вероятность того, что его команда и АВА и логопед работают в тесном сотрудничестве. Сотрудничество между всеми членами команды имеет огромное значение.

Язык жестов. Следует всегда комбинировать устное наименование предмета с языком жестов, чтобы ребенок мог одновременно не только обучиться жесту, но и слышал необходимое слово. При рассмотрении такого варианта коммуникации, как язык жестов, обычно сразу же возникает вопрос о возрасте ребенка, и также об уровне развития навыков мелкой моторики у него. Если ребенок обладает слабыми навыками мелкой моторики и не может воспроизводить различные сложные жесты для коммуникации, в таком случае язык жестов является не лучшим выбором (хотя вы все равно сможете обучить его приближенным реакциям). Возраст в данном случае имеет большое значение. Если ребенку всего 2 года, и он проводит все свое время дома вместе с мамой и папой, тогда язык жестов является хорошим вариантом. Однако, если ребенку 11 лет, и он ходит в школу, а затем остается на кружки и посещает секцию карате, тогда все те люди, с которыми он регулярно контактирует, также должны будут понимать жесты ребенка. Если такой ребенок подойдет к своему учителю на перемене и покажет жестами «красную тетрадь», поймет ли его учитель? Если дети не получают быстрой реакции на язык жестов, они прекращают его использовать. Кроме того, одной очень распространенной ошибкой является первоначальное обучение ребенку жесту «еще», который впоследствии обобщается. Дети «застревают» на этом жесте, обращаясь ко взрослым с просьбой «еще», хотя зачастую взрослые просто не знают, о чем идет речь. Если же вы все таки обучаете ребенка жесту «еще», обязательно связывайте его с конкретным предметом, о котором он просит.

Система коммуникации PECS (Picture Exchange Communication System). С системой коммуникации PECS ребенок учится коммуницировать при помощи обмена карточками с изображением предметов/объектов для получения этих предметов или объектов. Система PECS проста в использовании, может применяться в различных условиях окружающей среды, и в процессе ее можно усовершенствовать и усложнять. Вы можете обучить ребенка строить полные предложения, просить о нескольких предметах сразу, описывать свой день, беседовать с людьми и т.п. В отличие от языка жестов, преимуществом PECS является то, что карточки и фотографии доступны для понимания любого человека. В данной системе могут использоваться картинки или фотографии предметов, в зависимости от того, что лучше работает в случае каждого конкретного ребенка. Еще одним преимуществом системы PECS является коммуникация между сверстниками. Обычный трехлетний ребенок может не распознать жест, означающий слово «игра», но он поймет, что фотография кукольного домика означает «Хочешь поиграть в кукольный домик?». Недостатки PECS включают в себя сложность поддержания полного ассортимента карточек/фотографий, а также быстрая смена интересов у ребенка, что может потребовать очень частого обновления комплекта карточек.

Вспомогательные коммуникативные устройства. Вспомогательные коммуникативные устройства воссоздают речь ребенка, используя моделированный голос. Ребенок вставляет карточки или нажимает на кнопки, а механизм – говорит. Поскольку речь идет о техническом оборудовании, предполагается, что ребенок обладает когнитивными способностями для самостоятельного применения этого оборудования. Однако, если в семье имеется iPad, можно воспользоваться множеством приложений для коммуникации, которые доступны невербальным детям и позволяют им коммуницировать при помощи нескольких нажатий пальцев. Преимуществом вспомогательных коммуникативных систем является  то, что они могут использоваться людьми с различными физическими ограничениями, поскольку их можно модифицировать и адаптировать для детей, имеющих проблемы со зрением, слухом, набором текста и т.п. Такие устройства являются портативными и позволяют ребенку быстро выразить свои желания, мысли, потребности и личное мнение практически в любых условиях.

Погружение в речевую среду. Данный метод, как правило, используется в детских садах и других дошкольных учреждениях, в которых ведется работа с детьми с особыми потребностями. В течение дня ребенок погружается в языковую среду с целью создания стимулирующей атмосферы, способствующей формированию и развитию речи. Все предметы четко обозначаются фотографиями и словами, детей вовлекают в разговор, даже если они не умеют говорить («Дэвид, мое пальто голубое? Кивни головой, если мое пальто голубое!»), а педагоги индивидуально работают с каждым ребенком над навыками игры по очереди, установлением зрительного контакта, совместного внимания и т.п. Такие группы несколько напоминают методику обучения опорным навыкам. Преимуществом метода погружения в речевую среду является простота, с которой данный метод может быть использован родителями со своим ребенком. Этот подход концентрируется на основных вехах развития, которые являются предпосылкой для появления первых слов, например, лепет, распознавание отдаленных звуков, имитация действий, реакция на инструкции и коммуникация при помощи жестов. Работа 1:1 с ребенком также предполагает обилие поощрений и возникающее естественным образом взаимодействие. Например, инструктор может вести себя так, будто лепет ребенка – это слова, и вступать с ребенком в разговор. Описывайте свои действия и действия ребенка, даже если он не отвечает вам («Мы сейчас поднимаемся по ступенькам. Давай посчитаем ступеньки: 1,2,3,4...»). Во время повествования старайтесь устанавливать зрительный контакт с ребенком, строить взаимодействие на базе общих интересов, сохранять оживленное выражение лица и т.п.

Совет для родителей. Широкий спектр программ, книг, ресурсов и учреждений, обещающих обучить аутичных детей речевым навыкам, может быть несколько пугающим и непонятным для родителей. Будьте критичными потребителями и подбирайте проверенные методы, имеющие научно-исследовательское обоснование,  которые четко объясняют, как работает лечение, и что в него входит. Задавайте много вопросов! Прежде, чем оплатить лечение или купить книгу, пусть специалист объяснит вам, как именно это работает.

Независимо от того, какой подход вы избрали для обучения ребенка с аутизмом коммуникационным навыкам,  он должен включать управление поведением для того, чтобы быть эффективным и последовательным в различных условиях окружающей среды и с различными людьми. Ребенок должен усвоить, что ничего, кроме системы коммуникации, больше не будет работать. Это означает, что если вы учите ребенка использованию языка жестов, чтобы просить о печенье, то ему больше нельзя позволять взбираться на кухонный стол и брать коробку с печеньем с верхней полки шкафа. Сделайте общение с вами обязательным требованием, в противном случае ребенок не будут коммуницировать.

Ребенок также должен понять, что общение с людьми приводит к положительным последствиям. Если ребенок только что научился просить «сок», то на первом этапе он должен получать глоток сока каждый раз, когда он говорит «сок». Ребенок должен увидеть, что общение с людьми оперативно удовлетворяет его потребности и желания. Если вы разработали и внедрили систему коммуникации для ребенка с аутизмом, и результаты ваших усилий противоречивы, спросите себя: «Является ли это коммуникативная система единственным способом для ребенка получить то, чего ему хочется или что ему необходимо?» Если ответ отрицательный, то, может быть, именно поэтому вы не видите прогресса.

Если речь идет о формировании и развитии речи, раннее вмешательство имеет решающее значение. Тем не менее, исследования показывают, что невербальные взрослые с диагнозом аутизм также могут овладеть речевыми навыками. Детям старшего возраста будет сложнее научиться говорить, но это не является невозможным. Наиболее перспективными методами, подходящими для детей в возрасте старше 5 лет, являются вспомогательные коммуникативные устройства (которые не препятствуют использованию речи) и подходы к развитию речевых навыков, которые способствуют формированию совместного внимания.





0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.