ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Инклюзия детей с аутизмом. Часть 1.


Для многих родителей аутичных детей основной целью для лечения и применения разнообразных терапий является обучение ребенка в школе обычного образования. "Чтобы в первый класс пошел, в обычную школу".
На деле, обучение в обычной школе не является показателем "нормальности" или гарантией последующего счастья и удачи в жизни. Если задуматься и присмотреться к окружающему нас миру, то можно увидеть, что успехи в школе далеко не всегда приводят к большой зарплате, счастливой семейной жизни, престижной и интересной работе или здоровому образу жизни.

С другой стороны, обучение в общеобразовательной школе является нелегким испытанием для многих детей, а уж если говорить о детях с недостатками в социальных навыках, то сама по себе школа является сильным аверсивным (неприятным) стимулом, который может причинить немало психологических расстройств, а иногда и довести ребенка до ...

Но данные утверждения не предназначены для доказательства, что инклюзия не нужна аутичным детям, или детям с другими расстройствами. Все это предназнaчено для прояснения восприятия, в котором "Инклюзия" не является самоцелью, а лишь возможностью получения новой информации, личного развития и приобретения функциональных навыков для дальнейшей жизни в социуме.

Инклюзия - как обучающая среда позволяет:


  • Улучшить понимание сложных и абстрактных речевых понятий, включая понимание темы беседы и последовательности инструкций.
  • Улучшить способность выполнения групповых инструкций
  • Улучшить способность реагировать на обращение к группе
  • Улучшить понимание социальных правил / правил поведения в группе (поднимать руку, не прерывать собеседника, смотреть на говорящего, и т.д.)
  • Улучшить понимание материала, который преподается на расстоянии / в пространстве.
  • Улучшить социальные навыки и взаимодействие со сверстниками (обращаться по имени, спрашивать и предоставлять информацию)
  • Привыкнуть и приспособиться к изменениям в окружающей среде


Эффективность индивидуального обучения для аутичных детей в раннем возрасте не оставляет сомнений, но все же индивидуальное и структурированное обучение ограничивает возможности восприятия, и может создать определенную зависимость от такого вида обучения.

Намного проще обучаться, если рядом всегда находится учитель, который обращается к тебе напрямую, расскажет, покажет и "разжует" данную тему. Но с другой стороны, сколько бы учитель не рассказывал и не показывал - для аутичного ребенка, у которого затруднения в обобщении и переносе обученных навыков, такой вид обучения может оказаться не функциональным.

И для того, чтобы научиться общаться с детьми, нужно, как ни странно, учиться общаться именно с детьми. Ни один взрослый, насколько бы он не дурачился и не вел себя как ребенок, все равно не может повторить поведение ребенка. Все мы, взрослые, мыслим совершенно иначе, чем дети, у нас есть определенный опыт и восприятие, как и что должно быть, и детская импровизация нам не присуща. Ни один взрослый, играя в машинки, не сможет оставить этот сценарий на полпути, и вдруг представить машинку роботом и развить игру по совершенно другому и логически несвязанному сценарию.

Поэтому, инклюзия и обучение в натуральной среде являются необходимым компонентом терапевтической программы - для обучения функциональных навыков, которые невозможно обучить в формате 1:1, а также средой для обобщения, получения дополнительных возможностей и доступа к разнообразным областям интереса. Отсюда, как и любой процесс обучения, важно спланировать инклюзивное образование, и выбрать те цели и методы обучения, которые подходят аутичному ребенку на индивидуальной основе.

2 коммент.:

Юлия, статья отличная! Вопрос возникает как раз на планировании инклюзивного образования для конкретного ребёнка. В России нет поведенческих педагогов и многих других специалистов, о которых говорилось в предыдущей статье. Сами педагоги не готовы и не умеют работать с аутичными детками (да и с другими детьми с особенностями тоже). Если школа берётся взять такого ребёнка на индивидуальное (не домашнее!) обучение с постепенным включением его в совместные мероприятия в классе, то загвоздка происходит на этапе аттестации. Учитель не знает, что может спросить с ребенка и в какой форме. Получается замкнутый круг - и хотели бы, а как пока не знаем. Благодаря многим экспериментальным проектам в разных точках страны проблема внедрения инклюзивного образования решается, и до комплексного её решения в отношении аутистов пройдёт ещё немало времени...

Терпение!
Со временем все обязательно будет. Существуют многие технологии инклюзивного обучения (частично я расскажу об этом в следующих статьях), и всегда найдутся люди, которые будут учиться сами и вести за собой других. Но, как и любой другой процесс - и этот процесс возьмет время. Главное - постоянно продвигаться вперед!

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.