ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Проблемное поведение, функцией которого является избегание требований: Преимущества и ограничения различных методов коррекции и руководство для выбора методов коррекции

Избегание требований является одной из наиболее распространенных проблем в работе с детьми с особенностями развития, и в АВА разработан ряд методов коррекции, направленных на уменьшение проблемного поведения в учебной среде. У данных методов коррекции есть свои ограничения и преимущества и выбор подходящего метода должен основываться на характеристиках окружающей среды, а также на индивидуальных характеристиках клиента.

Исследования  (Iwata, Pace, Dorsey, et al.,1994Asmus et al., 2004, Love, Carr, and LeBlanc, 2009) показывают, что проблемное поведение, имеющее функцию избегания требований, проявляется от 35% до 50% случаев. Данное поведение может проявляться как в форме агрессии, так и ауто-агрессии, и возникать в обучающих ситуациях, направленных на формирование важных навыков (бытовых, коммуникативных, социальных и академических). Эти обучающие ситуации могут стать неприятными для ребенка, а избегание этих ситуаций может сформировать проблемное поведение. Например, сложность заданий, частота предоставления инструкций, стратегии предоставления подсказок могут иметь аверсивные компоненты для тех или иных учеников. Если проблемное поведение возникает во время аверсивных ситуаций, естественной реакцией окружающих является временное прекращение требований, чтобы "ребенок успокоился", и именно это закрепляет проблемное поведение.
Выбор методов коррекции проблемного поведения в этих ситуациях в обязательном порядке должен основываться на функциональной оценке поведения. Это включает определение факторов, которые взаимодействуют с проблемным поведением и манипуляции ими, как метод коррекции. Например, предотвращение усиления, путем гашения, ослабление мотивационных операций путем снижения требований, или формирование более приемлемой формы поведения для достижения желаемого (т.е. освобождения от требований).

Существуют несколько основных категорий методов коррекции для поведения, функцией которого является избегание требований. В последующей таблице изложены преимущества этих методов, и сложности, связанные с их применением:

Название метода
Описание метода
Преимущества
Ограничения
Предоставление выбора
Ребенку предоставляется выбор между различными заданиями
·         Может предотвратить возникновение проблемного поведения
·         Не приводит к потере времени для обучения
·         Предоставляет возможность сформировать поведение "делать выбор"
·         Способствует улучшению сотрудничества
·         Не включает запрограммированные последствия для проблемного поведения
·         Требует подготовки дополнительных материалов (визуальное расписание)
·         Требует наличия навыка "делать выбор"
·         Требует согласования целей для обучения
·         Ученик должен уметь спокойно выполнять хотя бы часть требований
Пересмотр целей для обучения
Внесение изменений в программу обучения и пересмотр методов обучения
·         Приводит к улучшению в процессе обучения
·         Может быть полезным для всех окружающих
·         Может привести к более эффективному и быстрому приобретению навыков
·         Может предотвратить возникновение проблем в поведении
·         Требует вложения времени, усилий и определенного уровня компетенции для внесения изменений в учебный план
·         Нет запрограмированных последствий для нежелательного поведения
Снижение уровня требований
Отмена всех требований и постепенное наращивание уровня требований, включает гашение
·         Приводит к быстрому снижению проблемного поведения
·         Может предотвратить проблемное поведение
·         Может повысить толерантность и сотрудничество
·         Наилучшим образом подходит для опасного поведения и взрослых клиентов
·         Постепенное повышение требований может быть сложным процессом
·         Требует достаточного уровня компетенции для определения и пересмотра критериев
·         Периоды отсутствия требований могут быть продолжительными и мешать обучающему процессу, в особенности в классе
Дифференциальное усиление альтернативного поведения
Достижение прекращения требований после альтернативного поведения и отсутствие прекращения требований (гашение) после проблемного поведения
·         Формирование или закрепление новых навыков
·         Предоставляет возможности отмены аверсивных требований в процессе применения вмешательства
·         Можно использовать без гашения
·         Периоды отсутствия требований могут быть продолжительными и мешать обучающему процессу, в особенности в классе
·         Требует определенного уровня компетенции для установления и дальнейшего разрежения режима усиления
Дифференциальное усиление отсутствия поведения
Предоставление перемены если проблемное поведение не проявилось в течение определенного промежутка времени и гашение проблемного поведения
·         Предоставляет возможности отмены аверсивных требований в процессе применения вмешательства
·         Является полезным для привыкания к важным, но неприятным требованиям
·         Требует постоянного и прямого мониторинга за проявлением проблемного поведения
·         Периоды отсутствия требований могут быть продолжительными и мешать обучающему процессу, в особенности в классе
·         Требует определенного уровня компетенции для установления и дальнейшего разрежения режима усиления
Гашение
Не убирать требования и не предоставлять перемену при возникновении пробемного поведения
·         Формирует новую обусловленность
·         Сочетается с другими методами коррекции для достижения более быстрого эффекта
·         Является сложным для применения
·         Может привести к "взрыву" или агрессии
·         Может привести к резистентности (устойчивости) и закрепить проблемное поведение
·         Не приводит к быстрому подавлению поведения
Функциональная коммуникация
Предоставление перемены вследствие коммуникативной реакции и гашение проблемного поведения
·         Формирование или закрепление новых навыков
·         Можно использовать без гашения
·         Для некоторых учеников является наиболее предпочтительным методом
·         Предоставляет возможности отмены аверсивных требований в процессе применения вмешательства
·         Может привести к высокой частоте коммуникативных реакций
·         Не приводит к быстрому подавлению поведения
·         Периоды высоко-частотных коммуникативных реакций могут быть продолжительными и мешать обучающему процессу, в особенности в классе
·         Требует определенного уровня компетенции для установления и дальнейшего разрежения режима усиления
Необусловленное усиление
Предоставление перерывов и отмена требований на основе расписания, вне зависимости от происхождения проблемного поведения
·         Предоставляет возможности отмены аверсивных требований в процессе применения вмешательства
·         Незамедлительно подавляет проблемное поведение
·         Может предотвратить проблемное поведение
·         Можно использовать без гашения
·         Может привести к незапланированному усилению проблемного поведения
·         Периоды отсутствия требований могут быть продолжительными и мешать обучающему процессу, в особенности в классе
·         Требует определенного уровня компетенции для установления и дальнейшего разрежения режима усиления

     С помощью последующей модели можно определить, какие методы коррекции будут оптимальными в случае той или иной формы проблемного поведения, и сделать соответствующий выбор:
A Treatment-Selection Model for Practicing Behavior Analysts

Важно помнить, что данная модель предполагает выбор одного вида вмешательства, для облегчения процедуральной целостности и уменьшения растрат ресурсов. Однако в некоторых случаях рекомендуется совмещение нескольких методов коррекции для достижения лучшего результата. Подробнее о руководстве для выбора методов коррекции можно почитать в источнике:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.