Прикладной анализ поведения можно сравнить с
Зазеркальем - образ мышления и поведения АВА-специалистов (жителей Зазеркалья)
разительным образом отличается от привычного.Поведенческие аналитики не
рассматривают поведение, как симптом расстройства, или как отражение
внутреннего мира человека. Поведенческие аналитики ищут причины поведения в
окружающей среде. Поведенческие аналитики анализируют поведение любого живого
существа 24 часа в сутки (да-да, даже когда спят). Поведенческие аналитики
игнорируют такие виды поведения, на которые обычно окружающие бурно реагируют.
Поведенческие аналитики замечают и поощряют такие виды поведения, которые
окружающие обычно игнорируют. Поведенческие аналитики никого не винят в
происходящем. Поведенческие аналитики постоянно ведут подсчеты, расчеты, что-то
взвешивают или анализируют, и пытаются улучшить мир. Но, конечно же, стать
жителем АВА-Зазеркалья совершенно непросто. Для этого нужно много учиться - не
только в теории, но и на практике. И первые шаги поведенческих аналитиков
являются самыми сложными, т.к. нужно перестроиться и начать описывать происходящие
события с совершенно новой точки зрения. Наиболее часто затруднения возникают
при изучении следующих концепций:
1. Различение принципов ослабления и усиления поведения (наказания и подкрепления). В особенности сложности с "отрицательным" усилением/подкреплением. Многие начинающие специалисты привыкли называть "отрицательным" какое-то негативное воздействие. И у большей части слово "отрицательное" ассоциируется с "наказанием". И когда они видят пример/ситуацию, в которой описано, что вследствие воздействия факторов в окружающей среде поведение уменьшилось, они торопятся выбрать вариант ответа со словом "отрицательное".
1. Различение принципов ослабления и усиления поведения (наказания и подкрепления). В особенности сложности с "отрицательным" усилением/подкреплением. Многие начинающие специалисты привыкли называть "отрицательным" какое-то негативное воздействие. И у большей части слово "отрицательное" ассоциируется с "наказанием". И когда они видят пример/ситуацию, в которой описано, что вследствие воздействия факторов в окружающей среде поведение уменьшилось, они торопятся выбрать вариант ответа со словом "отрицательное".
Также специалистам очень сложно понять, как же
ослабление/наказание может быть "положительным". Ведь
"положительное" - это что-то хорошее! Это что-то, что улучшает или
закрепляет поведение!
Специалисты привыкли рассматривать только
поведение, а не взаимодействие факторов окружающей среды и поведения. Поэтому,
смотря на то, что поведение уменьшается (убывает) описывают это как
"отрицательное", а когда поведение закрепляется, значит
"положительное". Это ошибка!
Для того, чтобы разобраться с этой путаницей,
необходимо действовать поэтапно:
1. Внимательно рассмотреть задачу/описание
ситуации.
2. Определить, какое изменение в окружающейсреде происходит после поведения. Что-то исчезло из окружающей среды, или
что-то там появилось? Если до поведения что-то было (например, была песочница),
а после поведения (Ваня ударил сверстника по голове лопаткой) это что-то
исчезло (мама забрала Ваню из песочницы), то следует просто отметить
"-". Если до поведения чего-то не было (не было бабушки), а после
поведения (Петя закричал) это что-то появилось, то следует просто отметить
"+".
3. Определить, какое воздействие оказало это
изменение на поведение в будущем. Если поведение "БОЛЬШЕ НИКОГДА" не
появлялось, если ребенок "ПЕРЕСТАЛ" это делать, то следует отметить:
"Частота поведения снизилась в будущем". Если поведение
"ВСЕГДА" происходит, если ребенок "ВСЕ ЧАЩЕ И ЧАЩЕ"
повторяет это поведение, то следует отметить: "Частота поведения
увеличилась в будущем".
4. Сделать выводы:
- а) Если "+" и "Частота поведения увеличилась в будущем" = "Положительное усиление/подкрепление"
- б) Если "-" и "Частота поведения увеличилась в будущем" = "Отрицательное усиление/подкрепление"
- в) Если "+" и "Частота поведения снизилась в будущем" = "Положительное ослабление/наказание"
- г) Если "-" и "Частота поведения снизилась в будущем" = "Отрицательное ослабление/наказание"
Привычка рассматривать только поведение в
отрыве от воздействия факторов в окружающей среде приводит к этой ошибке.
Следует помнить, что и гашение и ослабление
приводят к снижению частоты поведения в будущем. И в процессе гашения, и в
процессе ослабления частота поведения может снижаться быстро. И в процессе
гашения, и в процессе ослабления частота поведения может снижаться постепенно.
Для того, чтобы определить, что это - гашение, или ослабление недостаточно
только рассматривать частоту поведения, необходимо анализировать и те факторы окружающей
среды, которые воздействовали на поведение в прошлом или воздействуют сейчас.
Если в прошлом после поведения происходил
"-" или "+", и это закрепляло поведение (воздействовало
положительное или отрицательное усиление/подкрепление), а сейчас "-"
или "+" не происходят, и это приводит к снижению частоты поведения в
будущем - это будет гашение. В случае гашения обязательно нужно определить,
какие факторы закрепляли поведение в прошлом, и увидеть, что эти факторы на
данный момент не происходят. Если нарисовать схему, то возможны такие варианты:
- В прошлом: "-" до поведения" и "+" после поведения----------> поведение закрепилось. Это положительное усиление/подкрепление.
- Сейчас: "-" до поведения и "-" после поведения (после поведения уже ничего не меняется)----------->частота поведения снизилась. Это гашение.
Или,
- В прошлом: "+" до поведения" и "-" после поведения----------> поведение закрепилось. Это отрицательное усиление/подкрепление.
- Сейчас: "+" до поведения и "+" после поведения (после поведения уже ничего не меняется)----------->частота поведения снизилась. Это гашение.
Если информации о том, какие факторы в прошлом
закрепляли это поведение нет, или, вне зависимости от того, что происходило в
прошлом, сейчас после поведения происходят новые "-" или "+", и это
приводит к уменьшению частоты поведения в будущем - это не гашение. Тогда нужно
анализировать таким образом:
- а) Если "+" и "Частота поведения снизилась в будущем" = "Положительное ослабление/наказание"
- б) Если "-" и "Частота поведения снизилась в будущем" = "Отрицательное ослабление/наказание"
3. Различение принципов обучения
"Сочетание стимулов в паре" и "Оперирование сигналами".
Несмотря на то, что в обеих этих операциях один стимул меняет функцию другого
стимула, воздействие этих операций на процесс обусловливания разное.
Когда происходит "Сочетание стимулов впаре", функция одного стимула на поведение переходит к другому стимулу.
Если безусловный стимул вызывал безусловную реакцию, то сочетание другого
стимула с безусловным стимулом "передает" ему свою функцию. И теперь
новый стимул может вызывать такую же реакцию (условный стимул---> условная
реакция). Если один вид поощрения закреплял поведение, то сочетание другого
стимула с этим поощрением (предоставление двух поощрений) "передает"
ему свою закрепляющую функцию.
Когда происходит "Оперирование
сигналами", происходит взаимодействие между предшествующим фактором и
последствием. Но последствие не передает предшествующему фактору свою функцию.
То или иное последствие "придает" новую, "контролирующую"
функцию предшествующему фактору. Если в присутствие какого-то стимула произошло
поведение, и сразу за поведением последовали усиливающие последствия. Это
приведет к том, что стимул приобретет новую функцию - он начнет вызывать
поведение. Т.е., когда стимул появится, то и поведение появится.
Например, приехала бабушка
(стимул/предшествующий фактор). Ваня подошел к бабушке и укусил бабушку
(поведение). Бабушка ойкнула (последствие). С тех пор Ваня кусает только
бабушку, а других родственников не кусает. ("+" после поведения
закрепил поведение = положительное усиление). Появление бабушки теперь вызывает
поведение кусаться. Последствие ("Ой!") придало бабушке
(предшествующему стимулу) новую функцию (функцию SD).
4. Различение принципов дифференциации реакций
и дискриминации (различения) стимулов. Данная сложность обычно возникает, когда
начинающие специалисты по-прежнему затрудняются отделить поведение от факторов
в окружающей среде, и отличать воздействие предшествующих факторов и последствий.
Для того, чтобы научиться различать эти
принципы, специалист должен научиться описывать топографию поведения -
различать, в какой форме происходит поведение, как именно оно выглядит. А
также, какие факторы - предшествующие или последствия, оказывают на поведение
воздействие на данный момент.
Умея описать форму поведения и отличить одну
форму поведения от другой, специалист может заметить процесс, в котором одна
форма реакции закрепляется, а другая нет. В данном случае, основная роль
отводится последствиям. Процесс, в котором поведение, которое происходит в
одной форме, закрепляется, а в другой форме - нет, называется
"дифференциацией".
Умея распознавать соответствие между
предшествующими стимулами и поведением, специалист обучается распознавать
"Различение/дискриминацию стимулов". Если в присутствии одного
предшествующего стимула происходит одна форма поведения, а в присутствие
другого - другая форма поведения - это будет "Различением стимулов".
Если Ваня кусает бабушку, а маму обнимает = Ваня различает стимулы. Если Ваня
кусает бабушку, а других не кусает = Ваня различает стимулы. Если Ваня называет
кушку кошкой, а собаку собакой = Ваня различает стимулы.
5. Начинающие поведенческие аналитики склонны
использовать привычные высказывания при описании поведения и факторов в
окружающей среде. Часто, говоря об использовании усиливающих последствий, они
говорят: "Чем мы будем стимулировать ребенка?". Но мы не используем
последствия, чтобы СТИМУЛИРОВАТЬ РЕБЕНКА. Да, последствия - это стимулы в
окружающей среде. Но их использование предназначено для изменения поведения
(закрепления определенных реакций), но не для побуждения ребенка к действию.
Также часто происходит, когда начинающий
специалист описывает импульсивное (быстрое, непредсказуемое) поведение - он
может описывать его как рефлекс: "Федя зашел на кухню, и у него сработал
рефлекс. Он схватил хлеб, и запихнул себе в рот". В данном случае, у
специалиста пока не закрепилось различение респондентного и оперантного
поведения. Используя слово "рефлекс", опытные поведенческие
аналитики подразумевают только рефлекторные/респондентные связи, и никогда не
употребят такое слово при описании оперантного поведения.
Ну и, конечно же, куда же деться без "как
он поймет, за что мы его поощряем?"! Привычка описывать поведенческие и
обучающие процессы, как процессы, требующие обязательного осмысления и
понимания происходящего, может увести начинающего специалиста в сторону от
правильной поведенческой работы. Такой специалист будет искать причину
успешности или неуспеха ребенка не в своих собственных действиях, а в том,
насколько хорошо или плохо ребенок понимает и осознает происходящее. Например,
говоря о том, что "ребенок не понимает, что такое PECS" специалист не будет искать причины неуспеха ребенка в своих
собственных неправильных или непоследовательных действиях. Говоря: "Как
мне поступить, чтобы ребенок понял, что на занятиях нельзя вставать из-за
стола?", специалист не делает попыток анализировать свои собственные
действия, как причины поведения ребенка, а пытается найти способ повлиять на
мышление или сознание ребенка.
Конечно же, эти ошибки "отмирают",
как младенческие рефлексы, у взрослеющего специалиста. По мере приобретения
опыта, с помощью умелого и опытного супервизора, продолжая обучаться
поведенческим наукам, начинающий АВА-специалист вырастает в поведенческого
аналитика, типичного жителя поведенческого "Зазеркалья", чьи
поступки, слова и отношение к жизни будут удивлять обычных людей, и менять
жизнь к лучшему.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.