Помимо тестирования сочетанной функции нежелательного поведения, воссоздание экспериментальных условий в процессе функционального анализа IISCA предполагает, что именно в этих условиях будет в дальнейшем проводиться вмешательство. О том, что важно обязательно проводить функциональный анализ, уже говорилось ранее. Однако, именно вмешательство, а не функциональный анализ, является той процедурой, благодаря которой удается скорректировать нежелательное поведение. И очень важно выстраивать процесс вмешательства последовательно, чтобы действительно добиться результата.
Первое, что нужно принять во внимание - это обеспечение интенсивности. Немногие специалисты, пытающиеся применять "процедуру по Хенли" знают о том, что необходимо обеспечить как минимум 100 проб в неделю. Также, многие специалисты путаются в понятиях "пробы", "блоки" и "сессии", и из за этой путаницы затрудняются обеспечить нужную интенсивность.
Итак, вмешательство состоит, в первую очередь, из "сессий" - занятий, на которых применяется процедура. У ребенка могут быть обычные занятия, на которых с ним занимаются развитием речи или бытовых навыков, и "тренировочные сессии", на которых проводится "тренинг функциональной коммуникации по Хенли". Эти тренировочные сессии не должны смешиваться с обычными занятиями, иначе получится путаница.
Каждая сессия состоит из "блоков" - более коротких периодов тренировки, между которыми делаются перерывы. Может следовать несколько "блоков" подряд, или между каждым "блоком" включается перерыв.
Каждый блок состоит из 5-10 проб. Проба - это воссоздание условий, в которых потенциально может возникнуть целевое нежелательное поведение, и использование подсказки для целевой коммуникативной реакции, при демонстрации которой, педагог возвращает условия сочетанных подкреплений. Например, педагог говорит ребенку: "Хватит играть в планшет! Отдай!" (=условия, в которых может проявится нежелательное поведение), сразу же дает подсказку - например, дотрагивается ладонью ребенка до груди и произносит: "Я решаю!" (подсказка для коммуникативной реакции), ребенок произносит: "Я решаю!", и педагог сразу же говорит: "Хорошо, хорошо! Продолжай играть в планшет!". Вот такая последовательность является одной пробой, и можно предположить, что в течение типичного АВА-занятия, на тренировочной сессии, педагог может успеть выполнить 2-4 блока (в каждой по 5 проб, например). Следовательно, для того, чтобы прийти к минимальному количеству, требуются ежедневные тренировки, на которые нужно выделить, как минимум 2 часа в день. Можно, конечно, посвятить тренировке выходные, и с утра до вечера тренировать с ребенком коммуникативные реакции, но тут мы рискуем, что ребенок переутомится, пресытится подкреплениями, и нам не удастся воссоздать условия, в которых, вместо нежелательного поведения, ребенок будет демонстрировать коммуникативные реакции.
Второй важный компонент, который недостаточно опытные педагоги не предусматривают в своей работе - это соблюдение принципа шейпинга и постепенное прореживание режима подкрепления, в непредсказуемом режиме. Часто возникает такая ситуация, в которой ребенок научился простой коммуникативной реакции, например: "Я решаю!", и для того, чтобы сказать это предложение, ребенку уже не требуются подсказки. Тут должен произойти переход на следующий этап - формирование усложненной коммуникативной реакции. Например, ребенок должен обратиться к взрослому, чтобы привлечь его внимание - "Извините!", или просьба должна содержать большее количество слов: "Сейчас я решаю!", "Сейчас я решаю, пожалуйста!". В процессе работы над формированием усложненной просьбы, простая реакция больше не подкрепляется. Следующим этапом является работа над "реакцией толерантности к отказу". Ребенок говорит: "Сейчас я решаю, пожалуйста!", а педагог ему отказывает: "Нет!", и в этот момент ребенок должен согласиться: "Хорошо!" или "Ок!". Эта, новая, реакция должна теперь закрепляться предоставлением доступа к сочетанному подкреплению, и многие педагоги полностью переключаются на подкрепление новой реакции, прекращая подкреплять прежде сформированную реакцию "Сейчас я решаю, пожалуйста!". Это является грубой ошибкой! В такие моменты ребенок начинает путаться и "перебирать реакции". Педагог говорит: "Хватит играть в планшет! Отдай!", и ребенок начинает: "Ок", "Пожалуйста", "Сейчас я решаю!", "Ок". Ввиду того, что ребенок сказал таки "Ок", педагог подкрепляет эту реакцию, непреднамеренно закрепляя путаницу.
Для того, чтобы предотвратить возникновение путаницы, должна подкрепляться как реакция "Сейчас я решаю, пожалуйста!", так и реакция толерантности - чередующимся, но непредсказуемым образом. Другими словами, иногда подкрепление должно появляться после реакции "Сейчас я решаю, пожалуйста!", а иногда - после реакции "Ок". Пропорция должна быть 50 / 50, но в какой момент после какой из реакций появится подкрепление - ребенок не может предсказать.
Схожая ошибка проявляется и на последующих этапах применения процедуры - когда приходит время добавлять требования, то педагоги прекращают подкреплять коммуникативные реакции, и полностью переключаются на подкрепление реакций выполнения требований, приводя коммуникативные реакции к гашению. В такие моменты обычно сразу же возвращается нежелательное поведение, и процесс "застревает". Важно помнить, что даже на продвинутых этапах процедуры, когда ребенок уже выполняет сложные требования, нужно по-прежнему, в 20% случаев, предоставлять подкрепление после первой же просьбы, или после согласия с отказом, чтобы поддерживать эти реакции и предотвратить возвращение нежелательного поведения.
И третий, не менее важный компонент - это своевременная работа над генерализацией. Ввиду того, что применение процедуры требует вложения большого количества времени и ресурсов, у родственников и педагогов часто возникают ожидания, что если ребенок научился выполнять по три инструкции в трех разных упражнениях (4-й этап процедуры), то, скорее всего, он уже будет прекрасно сотрудничать в бытовых ситуациях, и те поведенческие проблемы, которые проявлялись раньше за пределами занятий, больше не будут проявляться. К сожалению, это не так. Поведенческие проблемы продолжают происходить за пределами тренировочных сессий, что, конечно же, приводит к разочарованию и сомнениям в отношении целесообразности применения процедуры. Однако, в самой процедуре запланировано, что работа над генерализацией может проводиться только после закрепления нужных реакций на шестом этапе, и на более ранних этапах генерализации произойти не может. Более того, нужно принять во внимание, что все сложные ситуации должны прорабатываться по-отдельности, как одно из направлений процедуры, и ожидания того, что ребенок будет спокойно менять маршруты на прогулке, научившись выполнять сложные задания по математике, являются нереальными. Маршруты на прогулке должны прорабатываться отдельно, а математика - отдельно.
Применение вмешательства, основанного на манипуляции сочетанными подкреплениями и тренинге функциональной коммуникации "по Хенли" содержит множество нюансов, не учитывая которые, невозможно прийти к значимым результатам, о которых говорится на семинарах и исследованиях. Для реализации вмешательства требуется опыт - как в работе с детьми, так и в работе с родителями, тщательное изучение деталей процедуры и практика под супервизией.
На ближайшей конференции "Наука и практика прикладного анализа поведения" будет отдельная секция, в которой опытные сертифицированные поведенческие аналитики поделятся опытом о применении процедуры, и расскажут о преодолении сложностей, которые возникали в процессе работы. Регистрация - тут: http://autism-aba.blogspot.com/2020/06/v.html
Первое, что нужно принять во внимание - это обеспечение интенсивности. Немногие специалисты, пытающиеся применять "процедуру по Хенли" знают о том, что необходимо обеспечить как минимум 100 проб в неделю. Также, многие специалисты путаются в понятиях "пробы", "блоки" и "сессии", и из за этой путаницы затрудняются обеспечить нужную интенсивность.
Итак, вмешательство состоит, в первую очередь, из "сессий" - занятий, на которых применяется процедура. У ребенка могут быть обычные занятия, на которых с ним занимаются развитием речи или бытовых навыков, и "тренировочные сессии", на которых проводится "тренинг функциональной коммуникации по Хенли". Эти тренировочные сессии не должны смешиваться с обычными занятиями, иначе получится путаница.
Каждая сессия состоит из "блоков" - более коротких периодов тренировки, между которыми делаются перерывы. Может следовать несколько "блоков" подряд, или между каждым "блоком" включается перерыв.
Каждый блок состоит из 5-10 проб. Проба - это воссоздание условий, в которых потенциально может возникнуть целевое нежелательное поведение, и использование подсказки для целевой коммуникативной реакции, при демонстрации которой, педагог возвращает условия сочетанных подкреплений. Например, педагог говорит ребенку: "Хватит играть в планшет! Отдай!" (=условия, в которых может проявится нежелательное поведение), сразу же дает подсказку - например, дотрагивается ладонью ребенка до груди и произносит: "Я решаю!" (подсказка для коммуникативной реакции), ребенок произносит: "Я решаю!", и педагог сразу же говорит: "Хорошо, хорошо! Продолжай играть в планшет!". Вот такая последовательность является одной пробой, и можно предположить, что в течение типичного АВА-занятия, на тренировочной сессии, педагог может успеть выполнить 2-4 блока (в каждой по 5 проб, например). Следовательно, для того, чтобы прийти к минимальному количеству, требуются ежедневные тренировки, на которые нужно выделить, как минимум 2 часа в день. Можно, конечно, посвятить тренировке выходные, и с утра до вечера тренировать с ребенком коммуникативные реакции, но тут мы рискуем, что ребенок переутомится, пресытится подкреплениями, и нам не удастся воссоздать условия, в которых, вместо нежелательного поведения, ребенок будет демонстрировать коммуникативные реакции.
Второй важный компонент, который недостаточно опытные педагоги не предусматривают в своей работе - это соблюдение принципа шейпинга и постепенное прореживание режима подкрепления, в непредсказуемом режиме. Часто возникает такая ситуация, в которой ребенок научился простой коммуникативной реакции, например: "Я решаю!", и для того, чтобы сказать это предложение, ребенку уже не требуются подсказки. Тут должен произойти переход на следующий этап - формирование усложненной коммуникативной реакции. Например, ребенок должен обратиться к взрослому, чтобы привлечь его внимание - "Извините!", или просьба должна содержать большее количество слов: "Сейчас я решаю!", "Сейчас я решаю, пожалуйста!". В процессе работы над формированием усложненной просьбы, простая реакция больше не подкрепляется. Следующим этапом является работа над "реакцией толерантности к отказу". Ребенок говорит: "Сейчас я решаю, пожалуйста!", а педагог ему отказывает: "Нет!", и в этот момент ребенок должен согласиться: "Хорошо!" или "Ок!". Эта, новая, реакция должна теперь закрепляться предоставлением доступа к сочетанному подкреплению, и многие педагоги полностью переключаются на подкрепление новой реакции, прекращая подкреплять прежде сформированную реакцию "Сейчас я решаю, пожалуйста!". Это является грубой ошибкой! В такие моменты ребенок начинает путаться и "перебирать реакции". Педагог говорит: "Хватит играть в планшет! Отдай!", и ребенок начинает: "Ок", "Пожалуйста", "Сейчас я решаю!", "Ок". Ввиду того, что ребенок сказал таки "Ок", педагог подкрепляет эту реакцию, непреднамеренно закрепляя путаницу.
Для того, чтобы предотвратить возникновение путаницы, должна подкрепляться как реакция "Сейчас я решаю, пожалуйста!", так и реакция толерантности - чередующимся, но непредсказуемым образом. Другими словами, иногда подкрепление должно появляться после реакции "Сейчас я решаю, пожалуйста!", а иногда - после реакции "Ок". Пропорция должна быть 50 / 50, но в какой момент после какой из реакций появится подкрепление - ребенок не может предсказать.
Схожая ошибка проявляется и на последующих этапах применения процедуры - когда приходит время добавлять требования, то педагоги прекращают подкреплять коммуникативные реакции, и полностью переключаются на подкрепление реакций выполнения требований, приводя коммуникативные реакции к гашению. В такие моменты обычно сразу же возвращается нежелательное поведение, и процесс "застревает". Важно помнить, что даже на продвинутых этапах процедуры, когда ребенок уже выполняет сложные требования, нужно по-прежнему, в 20% случаев, предоставлять подкрепление после первой же просьбы, или после согласия с отказом, чтобы поддерживать эти реакции и предотвратить возвращение нежелательного поведения.
И третий, не менее важный компонент - это своевременная работа над генерализацией. Ввиду того, что применение процедуры требует вложения большого количества времени и ресурсов, у родственников и педагогов часто возникают ожидания, что если ребенок научился выполнять по три инструкции в трех разных упражнениях (4-й этап процедуры), то, скорее всего, он уже будет прекрасно сотрудничать в бытовых ситуациях, и те поведенческие проблемы, которые проявлялись раньше за пределами занятий, больше не будут проявляться. К сожалению, это не так. Поведенческие проблемы продолжают происходить за пределами тренировочных сессий, что, конечно же, приводит к разочарованию и сомнениям в отношении целесообразности применения процедуры. Однако, в самой процедуре запланировано, что работа над генерализацией может проводиться только после закрепления нужных реакций на шестом этапе, и на более ранних этапах генерализации произойти не может. Более того, нужно принять во внимание, что все сложные ситуации должны прорабатываться по-отдельности, как одно из направлений процедуры, и ожидания того, что ребенок будет спокойно менять маршруты на прогулке, научившись выполнять сложные задания по математике, являются нереальными. Маршруты на прогулке должны прорабатываться отдельно, а математика - отдельно.
Применение вмешательства, основанного на манипуляции сочетанными подкреплениями и тренинге функциональной коммуникации "по Хенли" содержит множество нюансов, не учитывая которые, невозможно прийти к значимым результатам, о которых говорится на семинарах и исследованиях. Для реализации вмешательства требуется опыт - как в работе с детьми, так и в работе с родителями, тщательное изучение деталей процедуры и практика под супервизией.
На ближайшей конференции "Наука и практика прикладного анализа поведения" будет отдельная секция, в которой опытные сертифицированные поведенческие аналитики поделятся опытом о применении процедуры, и расскажут о преодолении сложностей, которые возникали в процессе работы. Регистрация - тут: http://autism-aba.blogspot.com/2020/06/v.html
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.