ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Рубрика "Интервью с супервизором". Мария Бульба, ВСВА

 


Процесс супервизий нередко выглядит непонятным ("Зачем он вообще нужен?!") и пугающим ("Супервизор будет смотреть на мою работу и критиковать меня!"). Однако все мы знаем, что без супервизии поведенческий специалист никак не сможет стать настоящим профессионалом!

Стандарты профессиональной практики поведенческих аналитиков обязуют специалистов получать супервизии, для того, чтобы пройти процесс сертификации. Но, что будет в этом процессе, как супервизия будет осуществляться и в чем ее основная задача - это не всегда понятно. Поэтому, мы будем говорить об этом вслух, а также знакомиться с опытными поведенческими аналитиками - супервизорами, которые поделятся своим опытом и своим видением данного процесса.

Нашу рубрику откроет Мария Бульба, сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА, сертифицированный ESDM-терапевт, нейропсихолог, преподаватель нашего проекта "Аутизм: коррекционная работа на основе АВА", руководитель АВА & ESDM центра "Ветер" (Москва), и ответит на вопросы интервью:

1. В чем вы видите основные цели и задачи супервизии?

     Я считаю, что супервизия, в первую очередь, предназначена для работы со специалистами. То есть с кураторами или уже с теми специалистами, у которых есть опыт работы. Супервизии – это такая история, когда мы обучаем более сложным навыкам. Мы учим специалистов видеть концепции, мы учим видеть сложность той техники или той методики, которую они используют. Мы учим специалистов думать, видеть логику своей работы, а не просто уже применять протоколы, не понимая, почему они так сделаны. Мы учим видеть принципы ПАП в каждом шаге, который они делают, а также, конечно же, мы учим наших супервизируемых обучать родителей и других специалистов. То есть я вижу это как дерево, у которого ветки расходятся в стороны. Если я как супервизор работаю с куратором, куратор работает с несколькими семьями, таким образом мы можем оказать больше помощи разным семьям, и я считаю, что это прекрасно.

2. В каком формате вы проводите супервизии? Какой формат, на ваш взгляд, является наиболее эффективным?

      С приходом пандемии оказалось, что не так уж и ужасно проводить все супервизии в дистанционном формате. Что самое важное в супервизии? Она должна быть эффективной. То есть так же, как мы оцениваем продвижение наших детей, мы должны оценивать продвижение наших супервизируемых. Единственное, когда ты работаешь в очном формате, руками, у тебя есть возможность сделать несколько обучающих блоков подряд. Ты можешь прямо здесь и сейчас показать своему супервизируемому, что делать и повторить это несколько раз. Если ты находишься в дистанционном формате, то, к сожалению, ты говоришь: «Вот тебе задание, иди и делай!» и тогда ты только через неделю увидишь результат. Но в принципе, иногда даже бывает, что супервизия в дистанционном формате более эффективна, потому что человек спокоен, сосредоточен, он слушает только тебя, вокруг не бегает малыш, который может отвлекать, что нормально, мы ради него тут и собрались. Поэтому иногда дистанционным формат более предпочтителен. Поэтому я считаю, что не важно какой формат. Главное, чтобы супервизия была эффективной.

3. Есть ли какие-то требования к супервизируемым специалистам, чтобы они смогли попасть к вам на супервизию?

      О да! Мы сейчас сделали целую иерархию и ступеньки. Почему мы это сделали? Потому что я заметила, что, когда я даю супервизии, чаще всего я говорю одно и то же, одно и то же, одно и то же. Я немножечко от этого устала, но даже и не в этом суть. Я понимаю, что можно быстрее и эффективнее получать эти же знания, не находясь в очереди годами. Соответственно мы сейчас сделали такие ступеньки кураторские, где супервизируемый приходит и проходит какую-то тему. Например, тему по парному обусловливанию. Они проходят ее в группе. Потом другие темы: например, как проводить тестирование в VB-MAPP   и составлять программы, как работать с методами обучения и т. д. Они проходят некоторые темы в групповом формате с куратором. Там у нас все тоже очень строго. Нужно не просто прослушать курс, но также и проделать все эти техники, предоставить их куратору, и куратор должен сказать: «Да, ты супер это сделал!». Мы засчитываем, таким образом, что у специалиста есть такой навык. Когда специалисты проходят все эти ступеньки и все эти тренинги (мы называем их групповыми супервизиями), только после этого они могут попасть ко мне. Но они придут ко мне не совсем «свеженькими», а будут уже знать какие-то вещи, будет подготовлены и, соответственно, мы сможем добиться на супервизии большего эффекта и результатов. 

4. Специализируетесь ли вы на какой-то определенной сфере в своей работе? Есть ли какие-то кейсы (случаи из практики), которые вы не станете брать в работу?

      К сожалению, в России история такова, что из-за того, что специалистов было изначально очень мало, мы, конечно, стали делать все подряд. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Я в принципе считаю, что это неправильно. И так быть не должно. В ABA все должно быть сделано хорошо. Нельзя взять какую-то методику, пройтись по верхам и сказать: «О, теперь я умею!». То есть ты можешь взять какую-то тему, занырнуть в нее глубоко и тогда уже раздавать по ней супервизии. Конечно, мои коньки сейчас это практический функциональный анализ и тренинг, основанный на формировании навыков PFA и ТОН, а также Денверская модель раннего вмешательства. Но при этом, конечно же, я работаю с очень разными направлениями, я очень люблю работать с бытовыми навыками, с поведением сна, с формированием еды. Наверняка, есть те темы, за которые я бы не решилась взяться. Мне немножечко тяжело работать с подростками, потому что у меня нет этого опыта, и со взрослыми людьми. Скорее всего здесь бы я перенаправила к другим специалистам, подсказала бы, кто это делает хорошо и у кого есть большой опыт работы с подростками и взрослыми. 

5. В чем, на ваш взгляд, заключается залог успеха во взаимодействии в рамках супервизии?

      Я думаю, что на супервизию нужно идти очень осознанно. Во-первых, это не дешевое удовольствие. И вы тратите довольно много денег, когда вы идете на супервизию. Но самое важное, что на супервизию нужно идти не просто для статуса. Я считаю, что лучшие супервизии происходят тогда, когда человеку реально очень нужна эта помощь. А не просто, когда приходят посмотреть, как проходит супервизия. Когда человек в отчаянии, и он уже все попробовал, он прослушал все возможные вебинары, но все равно не получается, тогда он приходит к тебе на супервизию, и вы ищете свет в конце тоннеля. Как и с нашими детьми, ничего нового. Если специалист замотивирован, то супервизии будут проходить эффективно. 

     Также я считаю, что, конечно, одна из самых больших проблем — это то, что супервизируемые торопятся. Они хотят очень быстро набрать кучу-кучу информации и сразу же начать применять ее на всех детях. Так не получится. Нам необходимо идти последовательно, смотреть, как получается у ребенка, у супервизируемого и т. д. 

    И последнее, это ответственность. Когда мы работаем на супервизии, мы делим ответственность между супервизором и супервизируемым. Я вижу часто, что супервизируемые просто складывают лапки и говорят: «Я не могу ни одного шажочка сделать, пока мне супервизор чего-то там не скажет!». Здесь есть такая тонкая грань между тем, что ты можешь все-таки (потому что ты этому обучен) и тем, чего действительно делать не следует (потому что ты еще в этом не супер разбираешься). Мне кажется, что это такая проблемная зона и здесь нужно искать баланс. Но в принципе, я призываю супервизируемых брать на себя больше ответственности. Чаще всего это очень умные люди с большим опытом работы, и они много чего могут. 

6. Поделитесь, пожалуйста, одним из успешных (или неуспешных) случаев из вашей практики супервизора :-)

      Я сразу начала думать о каких-то неуспешных случаях. И честно говоря, не могу припомнить. Бывает сложно, когда ты устанавливаешь контакт со своим супервизируемым, когда вы ищете баланс в вашей работе, когда вы приходите к тому, как вы будете работать и чтобы это удовлетворяло всех. Иногда это бывает сложновато, но по большому счету все люди, которые приходит прекрасны, пытливы, стараются и поэтому мы приходим к тому, что мы находим вариант, который подходит для обоих. 

      То же самое с успешными. Я считаю, честно говоря, всех своих супервизируемых прекрасными людьми, я вижу, что все они продвигаются. Конечно, бывают какие-то суперволнительные моменты, когда у нас ничего не получалось, а тут вдруг оп и получилось! Например, ребенок не произносил ни одного звука до семи лет, а тут оп и произнес первый звук! Или было очень тяжелое нежелательное поведение, а теперь родители могут дышать! Конечно, для нас, как для супервизоров, очень важно, что происходят изменения. Нам очень приятно на это смотреть и это дает огромное количество ресурсов в нашей работе. 

7. В дополнение, что бы вам хотелось сказать? 

      Супервизия – это очень сложный на самом деле процесс, но очень увлекательный. Здорово, когда люди, приходящие на супервизию, знают, зачем они приходят и у них есть большая мотивация. Обычно супервизии — это очень интересный процесс. Здесь нужно быть готовым к тому, что ты показываешь свои уязвимые стороны, что что-то у тебя не получается, хотя ты очень стараешься. Нужно быть готовым к тому, что это нормальный процесс показывать, что у тебя что-то не получается. У нас, у супервизоров, тоже что-то не получается, и мы тоже просим помощи. Это такая история про доверие, про то, что мы работаем вместе, про открытость. Я рекомендую всем не бояться показывать какие-то сложные, плохие моменты. Именно за этим вы приходите на супервизию и платите деньги, чтобы показать, что у нас не очень кое-что получается и давайте мы найдем какой-то выход. Все равно, это прекрасный процесс. Всем рекомендую идти к замечательным супервизорам, образовываться, расти в своей профессии. Всем удачи!


0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.