ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Запись вебинара "Работа с подростками с РАС. Начинаем с детства"

 

Подростковый возраст - непростое время для родителей :-) Однако, этот период может протекать еще сложнее у подростков с РАС, испытывающих сложности с коммуникацией, у тех, у кого проявляется проблемное поведение, у тех, кому сложно занять полезной деятельностью досуг.

Методы прикладного анализа поведения - это те методы, которые помогают как родителям мобилизовать необходимые ресурсы, так и подросткам - преодолеть сложности, связанные с этим возрастом.

О прикладном анализе поведения, о командном взаимодействии родителей и специалистов, о коррекции поведенческих проблем рассказывали ведущие вебинара:

Запись вебинара:



Еще коллеги щедро поделились материалами, которые упоминались в процессе вебинара: 

https://drive.google.com/drive/folders/1vUtaZy4Uy_9U3UWr4wSQV1JCDWnirNKg?usp=sharing


Также, в процессе вебинара, участники рекомендовали обратиться за дополнительной информацией по следующим ссылкам:





Рубрика "Интервью с супервизором". Оксана Букач, CBA-S, ВСаВА

 

Сегодня мы познакомимся с Оксаной Букач, сертифицированным поведенческим аналитиком и супервизором, CBA-S, ВСаВА, логопедом, еще одним преподавателем нашего проекта "Аутизм: коррекционная работа на основе АВА" :-)

1. В чем вы видите основные цели и задачи супервизии? 

- Для меня супервизия это дальнейшее обучение, более глубокое погружение в материал изучаемый на курсах, возможность разобраться не только в том, как нужно действовать в той или иной ситуации, но и почему. Главная цель супервизии сформировать у специалистов все навыки необходимые для работы. 

2. В каком формате вы проводите супервизии? Какой формат, на ваш взгляд, является наиболее эффективным? 

- Я провожу супервизии в индивидуальном и групповом формате, в данный момент он-лайн. Оба формата являются эффективными, индивидуальный хорош для разбора ошибок в работе и обсуждения объемных вопросов, групповые позволяют выслушать разные варианты решения вопроса не только от супервизора, но и от коллег, что тоже очень полезно.

3. Есть ли какие-то требования к супервизируемым специалистам, чтобы они смогли попасть к вам на супервизию?   

- Супервизируемыми могут стать специалисты при условии обучения хотя бы на 1м модуле АВА. Конечно, для специалиста или родителя, окончившего 1й модуль обучения АВА курсов достаточно и курирования более опытного специалиста и логичней брать именно супервизии для специалстов имеющих более высокий уровень компетенции, но я в данный момент беру начинающих специалистов. Если честно, я нахожусь в глубокой благодарности, поскольку в свое время, меня взял супервизор под свою супервизию с начальным уровнем компетенции, и это был очень сильный толчок к дальнейшему становлению меня как специалиста. 

4. Специализируетесь ли вы на какой-то определенной сфере в своей работе? Есть ли какие-то кейсы (случаи из практики), которые вы не станете брать в работу? 

- Сфера моих профессиональных интересов и опыт -  это дети дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом аутизм. А именно, установление сотрудничества, коррекция нежелательного поведения, развитие вербальных навыков, навыков самообслуживания, коррекция пищевого поведения. У меня мало опыта работы с детьми старше 12 лет, по этой причине стараюсь не брать такие кейсы как супервизор, но стараюсь перенаправлять к коллегам у которых больше опыта в этой области.

5. В чем, на ваш взгляд, заключается залог успеха во взаимодействии в рамках супервизии? 

- На мой взгляд, залог успеха в том, насколько супервизируемый готов включиться в процесс, если он хочет улучшить свою практику, разобраться в своих ошибках, попробовать поменять что-то в своей работе, то взаимодействие с супервзором будет успешным. Не всегда легко открыто показать свои ошибки другому специалисту, признаться в том, что что-то не понимаешь, или не знаешь. Могу сказать, что на практике ошибаться могут все, я тоже могу ошибаться, особенно когда делаю что-то впервые, мы все люди, но мы же можем и исправить свои ошибки, качественно помочь своим маленьким клиентам. 

6. Поделитесь, пожалуйста, одним из успешных (или неуспешных) случаев из вашей практики супервизора.  

- У меня пока не было неуспешных случаев в практике супервизора. Но хочется добавить маленькое замечание, не нужно брать супервизии только ради сбора часов супервизий, на мой взгляд, это пустая трата денег). 

7. Дополнительные комментарии. 

- Работа под супервизией очень важна для каждого специалиста, все мы нуждаемся в поддержке. Всем желаю найти своего идеального супервизора;) 

И самое время - записаться на супервизию!


Запись вебинара "О влиянии пубертата на поведение подростков с РАС: к чему готовиться родителям и специалистам"


Еще один запрос от читателей был на проведение вебинара о пубертатном периоде у подростков с РАС. Сказано-сделано!

Доленко Ольга Витальевна, детский психиатр и поведенческий специалист  рассказывает о том, какие изменения в поведении могут происходить в подростковом возрасте при аутизме.  

ПОСТРОЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО ГРАФИКА В EXCEL. ЧАСТЬ 2

 Как победить Excel, и вместо разноцветного графика с наложенной на кривую данных линией смены фаз - построить график, соответствующий принятым в АВА стандартам?

Смотрим видео-урок!



Конец эпохи ВАСВ - итоги и дальнейшие перспективы


      2021 год подошел к концу, а вместе с его уходом исчезает возможность пройти сертификацию ВАСВ, которая в прошлом была основным ориентиром в маршруте профессионального развития поведенческих аналитиков. Конечно, еще целые сутки для того, чтобы сдать экзамен на русском языке, и целый год, чтобы сдавать экзамен на английском, но это уже подпадает под разряд "чудес" :-) Может быть, еще появятся русскоязычные специалисты, проживающие за пределами США и Канады, в реестре ВАСВ, но шансы небольшие. Но, они есть!

Эпоха - есть эпоха. И началась она почти 11 лет назад, когда я подала документы в ВАСВ на верификацию учебной программы. Нужно было разобраться с требованиями, правилами, вести переписку на английском... Но, вдруг приходит письмо от д-ра Джерри Шука (Dr. Gerald Shook) основателя ВАСВ, с поздравлениями и пожеланиями успехов в воспитании нового поколения русскоговорящих поведенческих аналитиков. Ух! Сколько было счастья!!!

Потом была первая группа студентов, которые пришли обучаться по сертификационной программе.

Потом был болезненный разрыв, уход из ВУЗа, где была аккредитована программа, и несколько лет геноцида и буллинга в соцсетях.

Но! Был и есть чудесный Игорь Леонидович Шпицберг и чудесный центр "Наш Солнечный Мир" - который подхватил, поддержал, поспособствовал и продолжает способствовать развитию нашего дела! Здоровья, благополучия и всего-всего самого светлого ему и всем коллегам из "Солнечного Мира"! И вот мы сидим - в ноябре 2011 года, в маленьком кабинете Игоря, в центре, который был в Сокольниках, с компьютером на коленках, 7 человек - и учимся! Идет третий модуль!

2012 год - новые группы набираются, идет активная подготовка будущих выпускников к экзамену ВСВА. Экзамен на английском! Нужно учить термины на английском! Нужно тренировать будущих специалистов отвечать на тестовые вопросы! Нужно проводить супервизии, чтобы успели набрать часы! Скоро планируется переход на новую учебную программу, нужно успеть!

2013 год, февраль - первая группа выпускников ВСВА программы. Подготовка Екатерины Жестковой к сдаче экзамена. Часы, дни, недели. Эрцы недовольны. "Подождите, Эрцы! Не сейчас! Сейчас Катю подготовлю к экзамену, и освобожусь!" Наверное, Екатерина этого уже не помнит, но Эрцы мне этого никогда не забудут! :-)

4 июля 2013 года. Я в Барнауле, приехала проводить семинар, другой часовой пояс. Ранним утром получаю сообщение от Екатерины: "Я сдала!". Гостиничный номер сотрясается от восторга! Ураааа! У нас "ПЕРВЫЙ ВСВА"!!!!

Пишу в Фейсбуке! Дружественные коллеги в восторге! Лев Толкачев (Никогда этого не забуду!!!) пишет комментарий: "Поздравляю!!! И у вас таких 60 скоро будет!" С тех пор веду подсчет!

Недружественные коллеги - плюются! "Гадость ваш ВАСВ! Кому он нужен!"

2013 год идет, выпускаются новые группы! Обучаются новые группы - на русском, несколько выпускников - готовятся сдавать на английском! Супервизии, тесты, подготовка, курсы, семинары, тренинги... Много всего...

Начало 2014 года - еще два специалиста - ВСВА. В течение года - еще. 

2015 - еще! Сертифицируются преподаватели нашего проекта - Любовь Островская, Мария Бульба. Нас становится еще больше! Появляется идея создать ассоциацию! Да, да, моя идея. Хотя, кроме Эрцев, наверное, уже никто этого не помнит ;-) 

2015 год - первая конференция! Очень-очень крутая! Попытка объединить всех специалистов, выпускников разных программ. Руководители всех программ выступают с докладами. Нил Мартин, представитель ВАСВ, на конференции заявляет о том, что экзамен ВСВА будет переведен на русский язык! Ура!!! Сколько счастья! Сертифицированных специалистов станет еще больше!

Для перевода экзамена нужна терминология. Созывается рабочая группа для согласования и выбора наиболее подходящих терминов - все русскоязычные сертифицированные специалисты "вместе". Волнения! Горячие дискуссии без попыток переходить на личности! Сложно! Много времени уходит! Глоссарий готов! Высылается в ВАСВ! Уже почти!... И тут одна из участниц рабочей группы пишет в ВАСВ: "Нет! Этот глоссарий - не результат совместного труда! Мое мнение сфальцифицировали! Я не с ними! Меня там не было!" Пауза. Все в шоке. ВАСВ пишет: "Раз вы, сертифицированные специалисты, не можете договориться между совой, мы не будем ваш глоссарий использовать". Возьмем другой - из книги Купера, как раз перевод подоспел!" Очередной шок... Разочарование...Окончательный раскол с принятием факта, что "поведенческие аналитики не смогут объединиться никогда". Принятие (не без труда) новой терминологии. "Ладно. Подкрепление, так подкрепление", главное, что экзамен будет на русском, и сертифицированных специалистов будем много.

2016 год, экзамен на русском, существенным образом количество сертифицированных специалистов не увеличилось. 

2017 год - добавилось совсем немного. Ходят мнения "А зачем нам этот американский ВАСВ? Мы и так отлично практикуем!"

2018 год - еще немного специалистов. "Лев Толкачев обещал 60! Где же они???"

2019 год - еще немного. Пока не пришел "БАЦ"! 31 декабря 2019 года. Письмо от ВАСВ: "Международная деятельность ВАСВ сворачивается!" Можно пройти сертификационный экзамен на русском только до конца 2021 года. Слишком мало желающих сертифицироваться, чтобы тратить ресурсы на перевод очередной версии экзамена. А мы ведь так боролись за этот экзамен! А как же теперь жить???

2020 год - пандемия. Но, несмотря на это, количество сертифицированных специалистов сразу же удвоилось. 

2020 год - сертификации ВАСВ должна найтись замена! Появляется сертификация нашего проекта, основной целью которой является поддержать уровень профессионального сообщества. Поддержать специалистов, которые практикуют этично и берут супервизии. Поддержать специалистов, которые стремятся к профессиональному развитию. Дать возможность потребителям услуг найти качественного специалиста, на которого можно положиться, которому не страшно доверить ребенка.

2021 год - сертифицированных специалистов становится все больше. Не только в России. В Украине, Республике Беларусь, Казахстане, Латвии, Эстонии, Литве. И в других странах.

30 декабря 2021 года. Самое время подвести итоги - посчитать выпускников, получивших сертификацию от ВАСВ:

  • Российская Федерация:
    • Всего 47 ВСВА специалистов. 32 из них - выпускники нашего проекта. К ним можно добавить еще 2-х, которые закончили нашу ВСаВА программу, и дополнили часы в другой программе.
    • 19 ВСаВА специалистов, среди которых 11 - наши выпускники.
  • Украина:
    • 4 ВСВА специалиста, 3 из них - наши. И 1 ВСаВА специалист, тоже наш.
  • Республика Беларусь:
    • 3 ВСВА специалиста, 1 - наш.  И 1 ВСаВА специалист, тоже наш.
  • Казахстан:
    • 3 ВСВА специалиста. 1 - совсем наш, 2-й - закончил нашу ВСаВА программу, и дополнил часы в другой программе. И 1 ВСаВА специалист, тоже наш.
  • Киргизия:
    • Из 3-х ВСаВА , 2 - наши
  • Латвия:
    • 5 ВСВА специалистов, 3 - наши, 4-й - закончил нашу ВСаВА программу, и дополнил часы в другой программе. 
  • Эстония:
    • 3 ВСВА специалиста, 2 из них - наши.
  • Литва: 
    • Из 3-х ВСаВА , 2 - наши
  • Чехия: 2 наших ВСаВА
  • Грузия: 1 наш ВСаВА
  • Израиль: 1 наш ВСаВА
  • ОАЭ: 1 наш ВСаВА
  • Китай: 1 наш ВСВА
  • Германия: 1 наш ВСВА
  • Великобритания: 1 наш ВСВА
  • США: 1 наш ВСаВА

Итого: 45 ВСВА, 24 - ВСаВА. План выполнен!

Ну, что ж теперь? Теперь - сертифицированным от ВАСВ специалистам остается только успешно практиковать, и закрепив фундамент профессионального сообщества, выстраивать целую культуру русскоязычного АВА, развивать научно-исследовательскую деятельность, этические и профессиональные стандарты. А к ним уже присоединяются СВА-S и MBP-специалисты, прошедшие аналогичный процесс сертификации.

Всем - успешного Нового 2022 года, профессионального развития, благополучия и достижения новых вершин!