Какoe руководство для составления программ АВА лучше?

 Три самые известные книги - Ловааса "ME Book", Катрин Морис "Behavioral Intervention for Young Children With Autism: A Manual for Parents and Professionals", и Лифа и МакЭкина " A Work in Progress" очень часто используются для составления АВА программы супервайзорами, родителями, и терапистами того или иного уровня. 


В России наиболее часто встречаются программы по Катрин Морис, наверное,  потому, что книга переведена на русский язык и выложена в интернете. Но, к сожалению, неправильное и непрофессиональное использование этих пособий приводит к тому, что ребенок не продвигается, не обобщает полученные навыки, не использует эти навыки в повседневной жизни, и к тому, испытывает к учебе острый негативизм.

Основная причина в том, что данные пособия являются именно подручным материалом, а не "библией".  И авторами предусматривается то, что программы АВА будут построены на индивидуальной основе, и что обучающая программа будет состоять не только из этих книжных программ, которые обучаются методом отдельных блоков или проб (Discrete Trial Teaching - DTT).

 То есть, теоретически, не может быть такого, что программа ребенка будет состоять из первых десяти программ, и потом ему добавят следующие десять, и так далее, пока, дойдя до 50-той программы, дело не застопорится. И тогда встанет вопрос - почему у ребенка не получается выучить программу 51? Стоит ли силой усаживать его на стул, придвигать столом, чтобы не убежал, и долбить 51-ю программу? Или, может, оставить его в покое? Все равно то, что он выучил в программах 3-49, он все равно не использует в жизни...

Итак, что следует сделать, что бы этого избежать, и все-таки научиться применять АВА программу, даже если под рукой нет опытного специалиста-супервайзора?

Во-первых, если мы уж говорим о пособиях, то лучше использовать более новые, выпущенные после 2005 года. Книга профессора Ловааса, датированная 1981 годом, немного устарела, мягко говоря. Да и Морис (1996), Лиф и МакЭкин (1994) тоже. В новых пособиях используются более новые и разнообразные методы обучения, которые могут лучше подойти ребенку.

Во-вторых, ни в коем случае, не основывать программу АВА только на обучении речевых навыков - будь то различие предметов и действий, выполнение инструкций, и др. В АВА программе обязательно должна быть работа над развитием и усилением навыков коммуникации. При этом, не имеется в виду усиление взгляда, а обучение ребенка способам выражения своих желаний (как жесты, символы, карточки РЕСS, компьютер, и др.). Если ребенок не умеет выражать свои желания, проявлять инициативу, и общаться на базисном уровне - даже если он с отличием выучит все 100 программ, он не сможет использовать эти знания в повседневной жизни.

В-третьих, помнить, что не все навыки можно обучить с помощью метода отдельных блоков или проб (DTT), и подбирать те методы обучения, которые лучше подходят как для ребенка, так и для цели обучения. Следует искать тот вид подсказок, с помощью которого ребенок учится наиболее эффективно, а так же помнить, что игровые и коммуникативные навыки практически невозможно обучить с помощью DТТ.

И последнее. Любая программа, которую в данный  момент учит ребенок, должна иметь непосредственное практическое применение в его жизни. То есть, если вы работаете над каким-либо навыком, и вы, закрыв в глаза,a не можете себе представить, что ребенок начинает его применять в его среде обучения - то лучше отложите эту программу на потом, и выберите себе более практичную и полезную цель.

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.