Обучение детей с аутизмом - стратегии и техники для обобщения. Часть 1.

Одна из самых распространенных преград в обучении детей с аутизмом - это обобщение обученных навыков. Затруднения в обобщении очень часто приводят к тому, что ребенок не может показать свои настоящие способности, скажем, во время диагноза или наблюдения специалистами. Ребенок дома выполняет инструкции, или прекрасно различает животных в книжках, но как только оказывается в ситуации, в которой к нему обращается малознакомый человек - ребенок ведет себя "как глухой" - не слушает обращенную к нему речь, и не выполняет знакомых инструкций.


Иногда у этой медали более заметна другая сторона - чрезмерное обобщение. Как только ребенок выучил, что папу называют "папа" - он называет "папой" всех проходящих мужчин. А если нужно выражать свою просьбу предложением: "Я хочу то-то", то ребенок будет говорить "Я хочу пить", "Я хочу конфету", "Я хочу не хочу", "Я хочу мама спит", "Я хочу я устал", и т.д.

Занятия АВА, которые быстро и эффективно обучают ребенка различным навыкам, очень часто сами по себе ограничивают возможности для обобщения. Все согласны, что наиболее распространенный стериотип для АВА программы - это обучение с карточками за столом. Эти самые карточки и есть тот самый стимул, который чаще всего приводит к затруднению в обобщении. 
Конечно, нам учителям, очень удобно взять заранее подготовленный комплект карточек с действиями, или категориями, или вырезать из разноцветной бумаги карточки для обучения цветов. Но то, что ребенок с грехом пополам научился отличать красную карточку от зеленой, а если ему показать две машинки - красную и зеленую, то их он уже не различит - мы об этом начинаем думать, только когда действительно сталкиваемся с этой проблемой.

Или, еще пример - ребенок как солдат выполняет череду инструкций: "Встань!", "Попрыгай", "Похлопай в ладоши", "Положи руки на голову", "Сядь".
Но, когда во время занятия с логопедом, логопед дает ребенку инструкции: "Встань", "Давай попрыгаем", "А теперь похлопай в ладоши" - ребенок, вместо того, чтобы выполнять, начинает убегать со стула, или заниматься самостимуляцией, мы, конечно же скажем, что логопед плохо работает, и не умеет ребенку давать инструкции.

Поэтому, при обучении в АВА программе важно заранее программировать обобщение обученных навыков, а не надеяться на то, что то, что мы обучаем с помощью карточек, одолженных в другой семье, или распечатанных со ссылки на форуме, ребенок обязательно сможет применить в повседневной жизни, в подходящей ситуации. "Обучать и надеяться на обобщение" - не является эффективной техникой обобщения. Точно также не является обобщением, если мы обучили навык, и потом обучаем его заново в новой среде или с новыми стимулами.

Обобщение (Generalization) - это появление релевантного поведения под влиянием различных факторов (т.е. среди различных предметов, людей, условий, и времени) без предварительного планирования и обучения. И для того, чтобы обобщение произошло необходимо изначально, еще при обучении первичных навыков, применять эффективные техники и стратегии для обобщения.

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.