Для ребенка с аутизмом затруднения в социальных навыках и взаимодействии являются частью диагноза. И хотя основная терапия аутизма направлена на улучшение речевых и коммуникативных навыков, то, что ребенок понимает обращенную к нему речь или умеет выражать свои желания и просьбы, еще не говорит о том, что диагноз "Аутизм" можно отменить, и что проблем в интеракции с другими людьми не возникнет.
С другой стороны, работу над обучением речевых и коммуникативных навыков гораздо проще выстроить, чем работу над социальной интеракцией. Куда как проще разложить карточки на столе и тренировать "Где красный?", "А где зеленый?", "Где слон?", "А где жираф?", чем объяснять правила социальной интеракции, как например "Врать нехорошо, но иногда необходимо".
Весь комплекс "туманных" социальных правил не поддается легкому анализу и концептуализации. Социальные навыки содержат множество компонентов и условий, и эти компоненты сложно обозначить.
Выстраивание и обучение какого-либо навыка может включать тысячи компонентов, которые должны быть сложены и закреплены, как кирпичики в стене. Но и в конце обучения, несмотря на то, что все "кирпичики" прилажены друг к другу, эта "стена" не может удержаться на месте.
Работа над навыками социальной интеракции требует вложения огромных ресурсов в анализ ситуации, компонентов навыка, соответствующий методов обучения и мониторинга. Кроме этого, терапия АВА, хоть и обладает существенными доказательствами ее эффективности в области развития социальных навыков, по-прежнему, только начинает "свой путь" в этой области.
Социальные навыки, и как составляющая их часть - игровые навыки, являются наиважнейшими навыками, которые аутичные дети должны приобрести. Без этих навыков ребенок с аутизмом не сможет иметь друзей и общения, научиться заниматься функциональной деятельностью, и способен оказаться в ограниченной среде, страдая от скуки, изоляции, и депрессии.
Многие АВА-программы даже не включают в себя цели, относящиеся к этим навыкам, задвигая их на задний план: "После того, как ребенок научится разговаривать....", "Чтобы не отнимать времени от обучения речевых и академических навыков...", "Аутичнoму ребенку и не нужны друзья...". Данные утверждения основываются на невосприятии социального общения как необходимой части жизни аутичного ребенка, на том, что для обучения речи вовсе нет необходимости сидеть за столом и перебирать карточки, а что можно обучать речевым навыкам и в процессе игры, и с помощью "Случайного обучения".
Во всем, конечно, необходимо равновесие, и избегание фанатизма. Никто не говорит, что нужно бросаться в крайности, и все навыки нужно обучать с помощью игр, а структуральное обучение отменить. Иногда более структуральное обучение может служить подспорьем для обучения социальных навыков - на занятиях ребенок обучается, скажем, правилам игры, а в спонтанной ситуации - обобщает этот навык в игре со сверстниками. Или наоборот, на групповом занятии ребенок выучил какой-либо навык. Посмотрим, сможет ли ребенок использовать этот навык для продвижения и приобретения дополнительных навыков на занятиях.
Обучение социальным навыкам начинается с установления взаимодействия с учителем. Если ребенок не научился сотрудничать с учителем - будет сложно научить ребенка сотрудничать со сверстниками и следовать социальным правилам.
С другой стороны, как только ребенок научился сотрудничать с окружающими - можно начинать работать над навыками социальной интеракции со сверстниками.
Первичная социальная интеракция определяется как способность ребенка находиться в окружении сверстников, не мешая и не досаждая им, как способность следить взглядом за движениями сверстников, играть в их окружении, обращаться к сверстникам с просьбой и реагировать на просьбы и обращения сверстников.
В дальнейшем обучение навыкам социальной интеракции включает обучение совместным действиям (соблюдение правил игры, очередности), ведение разговора на общую тему, участие в групповых и подвижных играх, понимание перспективы, координация действий и так далее.
Несмотря на то, что работа над социальными навыками зависит от многих факторов и возможностей окружающей среды, она должна занимать достойное место в любой обучающей программе.
С другой стороны, работу над обучением речевых и коммуникативных навыков гораздо проще выстроить, чем работу над социальной интеракцией. Куда как проще разложить карточки на столе и тренировать "Где красный?", "А где зеленый?", "Где слон?", "А где жираф?", чем объяснять правила социальной интеракции, как например "Врать нехорошо, но иногда необходимо".
Весь комплекс "туманных" социальных правил не поддается легкому анализу и концептуализации. Социальные навыки содержат множество компонентов и условий, и эти компоненты сложно обозначить.
Выстраивание и обучение какого-либо навыка может включать тысячи компонентов, которые должны быть сложены и закреплены, как кирпичики в стене. Но и в конце обучения, несмотря на то, что все "кирпичики" прилажены друг к другу, эта "стена" не может удержаться на месте.
Работа над навыками социальной интеракции требует вложения огромных ресурсов в анализ ситуации, компонентов навыка, соответствующий методов обучения и мониторинга. Кроме этого, терапия АВА, хоть и обладает существенными доказательствами ее эффективности в области развития социальных навыков, по-прежнему, только начинает "свой путь" в этой области.
Социальные навыки, и как составляющая их часть - игровые навыки, являются наиважнейшими навыками, которые аутичные дети должны приобрести. Без этих навыков ребенок с аутизмом не сможет иметь друзей и общения, научиться заниматься функциональной деятельностью, и способен оказаться в ограниченной среде, страдая от скуки, изоляции, и депрессии.
Многие АВА-программы даже не включают в себя цели, относящиеся к этим навыкам, задвигая их на задний план: "После того, как ребенок научится разговаривать....", "Чтобы не отнимать времени от обучения речевых и академических навыков...", "Аутичнoму ребенку и не нужны друзья...". Данные утверждения основываются на невосприятии социального общения как необходимой части жизни аутичного ребенка, на том, что для обучения речи вовсе нет необходимости сидеть за столом и перебирать карточки, а что можно обучать речевым навыкам и в процессе игры, и с помощью "Случайного обучения".
Во всем, конечно, необходимо равновесие, и избегание фанатизма. Никто не говорит, что нужно бросаться в крайности, и все навыки нужно обучать с помощью игр, а структуральное обучение отменить. Иногда более структуральное обучение может служить подспорьем для обучения социальных навыков - на занятиях ребенок обучается, скажем, правилам игры, а в спонтанной ситуации - обобщает этот навык в игре со сверстниками. Или наоборот, на групповом занятии ребенок выучил какой-либо навык. Посмотрим, сможет ли ребенок использовать этот навык для продвижения и приобретения дополнительных навыков на занятиях.
Обучение социальным навыкам начинается с установления взаимодействия с учителем. Если ребенок не научился сотрудничать с учителем - будет сложно научить ребенка сотрудничать со сверстниками и следовать социальным правилам.
С другой стороны, как только ребенок научился сотрудничать с окружающими - можно начинать работать над навыками социальной интеракции со сверстниками.
Первичная социальная интеракция определяется как способность ребенка находиться в окружении сверстников, не мешая и не досаждая им, как способность следить взглядом за движениями сверстников, играть в их окружении, обращаться к сверстникам с просьбой и реагировать на просьбы и обращения сверстников.
В дальнейшем обучение навыкам социальной интеракции включает обучение совместным действиям (соблюдение правил игры, очередности), ведение разговора на общую тему, участие в групповых и подвижных играх, понимание перспективы, координация действий и так далее.
Несмотря на то, что работа над социальными навыками зависит от многих факторов и возможностей окружающей среды, она должна занимать достойное место в любой обучающей программе.
1 коммент.:
Врать нехорошо, но иногда необходимо - Класс!
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.