К счастью, далеко не все дети с диагнозом "Аутизм" не умеют общаться и не разговаривают. Но и у таких детей часто бывают зацикленности и сложности с обобщением. Может быть такая ситуация,
когда дома ребенок свободно пользуется туалетом, а на улице или в детском саду писяет в штаны, т.к. не догадывается спросить "Где туалет?". Или, в учебной ситуации на занятиях ребенок чудно играет в настольную игру со сверстником, соблюдая правила и очередность, но если оказывается в спонтанной ситуации - то сразу все забывает.
Для таких детей является возможным использовать следующую технику - "Посредничество в обобщении". Ребенок, который может понять комплексные инструкции, может и понять объяснение, что и как ему нужно сделать, чтобы у него получилось то или иное действие. Данный метод также часто используется в инклюзии. Например, если мы заметили, что ребенок затрудняется найти туалет, мы можем заранее объяснить, как и у кого нужно спросить. "Подойди к воспитательнице и спроси: "Где туалет?". Или, в случае с игрой в спонтанной ситуации, "Если в садике вы с Петей будете играть в лото, то тот, кто собрал все карточки - выиграл".(Эти вещи, которые порой кажутся тривиальными, далеко не всегда доступны и понятны ребенку с аутизмом).
Если ребенок затрудняется выполнить какое-либо действие не из-за непонимания ситуации, а из-за рассредоточенности, можно использовать визуальные подсказки - знаки и символы, написанные фразы и слова, на которые ребенок может опираться в незнакомой для него ситуации.
И все же, несмотря на разнообразие техник и стратегий для обобщения, неотъемлемой частью процесса обучения является и "Обучение обобщать" - то есть усиливать те реакции, которые появляются в новой ситуации без предварительного интенсивного обучения.
Применение стратегий для обобщения включает:
- 1. Постепенное приближение предшествующих условий с помощью добавления отвлекающих стимулов, встречающихся в натуральной среде.
- 2. Выбор предшествующих факторов, форму которых можно изменить до приближенной к факторам, встречающимся в натуральной среде.
- 3. Постепенное изменение вида последствий, с искусственных до натуральных усилителей и наказаний.
- 4. Постепенное изменение режима усиления - до режима усилений, который соответствует режиму в натуральной среде.
- 5. Постепенное приближение последствий к происходящим в натуральной среде, с помощью увеличения промежутка времени или с помощью разнообразия видов последствий.
- 6. Создание условий, в которых в натуральной среде поощряется обобщение.
Дополнительно о стратегиях и техниках для обобщения можно прочитать здесь . Данная статья "An Implicit Technology of Generalization" была написана Баером и Стоком еще в 1977 году, и является концептуальной основой для техник генерализации / обобщения.
0 коммент.:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.