АВА терапия - Раннее интенсивное вмешательство - Intensive Behavioral Intervention


В АВА терапии существуют несколько терапевтических моделей, которые отличаются друг от друга предназначением (для совсем маленьких детей, для дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых), характеристиками обучающей среды (обучение на дому, обучение в образовательных спецучреждениях, инклюзия), и объемом (обширная обучающая программа, частичная программа, коррекция нежелательного поведения, сосредоточение на одном виде навыков).

Вмешательство в раннем возрасте (для детей с аутизмом или задержкой развития с подозрением на аутизм - 1,5-3,5 лет) может быть как в виде домашнего обучения, так и происходить в специализированном учебном заведении.

Обучение в этом возрасте происходит 1:1. Т.к. дети совсем еще маленькие, обучающие программы составляются таким образом, чтобы задания были короткими, и в более игровой форме. Постепенно ребенок приучается сидеть за столом, и обучаться в более структурированной форме.

Программа раннего вмешательства всегда очень интенсивная - от 30 до 40 терапевтических часов в неделю. Чем интенсивнее учебная программа, тем больше существует вероятности, что ребенок сможет преодолеть отставание в развитии.

В обучающую программу включена работа над всеми видами навыков - коммуникативные (жесты и просьбы), речевые (понимание иснтрукций, различение предметов и понятий), имитация (моторная и словесная), моторика (мелкая и крупная), навыки самостоятельности и самопомощи (отучение от подгузников, использование посуды, надевание и раздевание одежды, чистка зубов, проблемы со сном, и т.д.), игра, а также ведется работа над коррекцией нежелательного поведения (агрессией, самоагрессией, отсутствием сотрудничества, ауто-стимуляциями, и т.п.).

В данном возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, т.к. нежелательное поведение еще не успело закрепиться, а также взрослому проще справиться с ребенком, в случае направленной агрессии, или самоагрессии.

В домашних условиях программа АВА применяется следующим образом:
Супервизор / поведенческий аналитик оценивает начальные навыки ребенка и строит обучающую программу. Эту программу выполняют тераписты, то есть именно тераписты непосредственно работают с ребенком и обучают его.

Чаще всего в интенсивной программе раннего вмешательства работают несколько терапистов (2-3) посменно, т.к. один человек не сможет находится все часы в максимальной концентрации внимания и эффективно обучать ребенка. К тому же, как и любой человек, единственный терапист может заболеть, уехать, жениться / выйти замуж, и т.д., и если его никто не может заменить - это может существенно сказаться на эффективности обучения и затормозить приобретение навыков.

Чаще всего занятия происходят в утренние часы (3-4 часа) и после обеда (3-4 часа) ежедневно, и каждый из терапистов работает по несколько смен в неделю.

Супервизор курирует действия терапистов, проводит тренинги раз в неделю, в течение 2-3 часов, а также, параллельно с тренингом терапистов и коррекцией программы, делает тренинг родителям.

На базе терапевтического центра* (или детского специального сада) интенсивная АВА терапия в разннем возрасте выглядит похожим образом, но в центре находятся одновременно до 8-ми детей, и в соответствующем количестве - терапистов.

Каждый из терапистов работает полный рабочий день, и течение дня обучает 1:1 двух-трех детей. К каждому ребенку прикреплена своя команда терапистов (2-3), которые занимаются с ним по очереди.

Работой терапистов руководит супервизор / поведенческий аналитик, который строит обучающие программы для каждого ребенка в группе, и отслеживает продвижение. Супервизор имеет частичную ставку, и для тренинга терапистов у работы над программами у него выделено 2-3 часа в неделю на ребенка.

Иногда в часы работы супервизора включается также тренинг родителей, который происходит раз в две недели (для родителей каждого из детей). Иногда в терапевтический коллектив сада входит психолог, который берет функцию тренинга родителей на себя, или выполняет ее совместно с супервизором.

Кроме психолога, в коллективе может быть также логопед и трудо-терапевт, которые также занимаются по часу в неделю с каждым из детей и обучают персонал терапистов работе над конкретными целями в области речевых и моторных навыков.

Очень часто данная модель АВА терапии воспринимается как единственная модель, и ее пытаются применять для детей дошкольного и школьного возраста, а иногда - и для взрослых. Несоответствующее применение данной модели приводит к тому, что взрослого ребенка или человека обучают нефункциональным навыкам, методы и цели обучения не соответствуют возрасту, и АВА терапия выглядит как дрессировка и нечто несуразное.

Поэтому важно помнить, что в АВА существует несколько меделей обучения, и выбирать соответствующую модель следует на основе индивидуальных навыков ребенка и возможностей его окружения.

*В Израиле нет частных терапевтических центров для детей с аутизмом такого возраста. Все центры являются детскими садами, находящимися в ведении Национальной Израильской Ассоциации Детей с Аутизмом ("Алут"). Детские сады такого плана называются "Алутаф". Ребенок может попасть в такой садик после специальной комиссии, и до достижения трех лет.
Дополнительные статьи по теме:
АВА терапия - Поведенческое вмешательство в дошкольном возрасте (4-7 лет)
Что такое АВА терапия?

0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.