АВА терапия - Поведенческое вмешательство в дошкольном возрасте (4-7 лет)


Аутичные дети в дошкольном возрасте могут начать АВА терапию с разных точек исхода. Некоторые дети, которым лишь недавно поставили диагноз, не владеют достаточными навыками обучения, не умеют общаться и сотрудничать со взрослыми. Нетокорые дети, за плечами которых двухлетняя программа
раннего вмешательства, уже давно прошли все базисные программы обучения, и готовы к более натуральному обучению и обучению социальных навыков. Некоторые дети, несмотря на попытки лечения различными видами терапий и интенсивное вмешательство, по-прежнему обладают лишь начальными навыками понимания речи, и имеют затруднения практически во всех областях навыков.

Вне зависимости от уровня развития навыков, для детей данного возраста рекомендуется обучение в системе спецобразования, а не индивидуальная работа в домашних условиях. Обучение в данном возрасте является началом дороги, по которой ребенок будет продвигаться по жизненному пути, и обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми, и т.п.

Модель поведенческой терапии в группе детского сада специального образования* имеет сходство с моделью раннего вмешательства:
В группе до 8-ми детей, но в данной модели не для каждого ребенка есть отдельная команда терапистов, а вся группа объединена под началом воспитателя и нескольких помощниц воспитателя.
Обучение по крайней мере в 50% процентов происходит групповым методом - детки обучаются сидеть вместе на групповых занятиях и взаимодействовать друг с другом, выполнять различные роли и обязанности (например, быть дежурным или помощником воспитателя), сидеть и кущать за одним столом, делиться, обращаться друг к другу, а также играть вместе - на детской площадке или в саду. Поведенческие методы для обучения в группе могут включать использование специальных поощрений и жетонов, анализ заданий и подбор обучающих материалов на индивидуальной основе, а также специфические методы обучения, как "Формирование реакции" или "Обучение отдельными блоками - DTT".

Частично обучение остается индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков, или для детей, которые до сегодняшнего дня не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
Дети в более высоким уровнем речевых и коммуникативных навыков начинают обучаться парами или в маленьких группах, и иногда - к обучению привлекается сверстник с обычным развитием (так называемая "обратная инклюзия").

В обучении речевых навыков снижается интенсивность, и обучающая программа начинается фокусироваться на социальных навыках или навыках самостоятельности и самопомощи.
Поведенческий аналитик имеет одну из основных ролей в терапевтической команде, т.к. является связующим звеном между воспитателями и профессионалами различной специализации - логопедом, трудотерапевтом, психологом и специалистом по эмоциональной терапии. Обучающая программа для ребенка строится в сотрудничестве всех этих специалистов, а не только поведенческим аналитиком, как это происходит в программе ранней интервенции. Кроме этого, непосредственное обучение проводится воспитателями, нянями и пара-профессионалами, а не АВА-терапистами, и от поведенческого аналитика требуется помощь и тренинг данных специалистов в применении поведенческих методов обучения. У поведенческого аналитика должно быть достаточно знаний, компетенции и харизмы, чтобы донести до столь разнообразной команды специалистов основы и принципы АВА.

Чаще всего, непосредственной ответственностью поведенческого аналитика является ведение инклюзивных программ, а также программ по отучению от подгузников, коррекции нежелательного поведения и обучению "как учиться", в то время как речевые, коммуникативные и социальные навыки находятся в рамках ответственности логопеда, моторика и сенсорика - в рамках ответственности трудотерапевта, академические и групповые навыки - воспитателя, а эмоциональное развитие каждого из детей - в  рамках ответственности арт-терапевта и психолога.
Психолог и поведенческий аналитик также принимают активное участие в тренинге родителей.

Данная модель поведенческого вмешательства далеко не всегда выглядит как "поведенческая" - нет явного поощрения конфетами и сидения за столом с карточками по 8 часов в день. Но это не говорит о том, что данная модель действительно не является "поведенческой" - в ней применяются такие же принципы обучения, как и в модели раннего интенсивного вмешательства, но обучение происходит в более натуральной среде, чаще - групповым методом, и с помощью специалистов разных профессий. Все это позволяет аутичному ребенку приобрести те необходимые функциональные навыки, которые будут сопровождать его на протяжении его взрослой жизни.

* В Израиле данная модель применяется в муниципальных детских садах "Ган тикшорти". Не во всех садах применяется именно поведенческая модель, и не во всех садах такого типа есть функция поведенческого аналитика, но количество поведенческих садов растет на постоянной основе.
Ребенок, у которого поставлен диагноз РАС имеет право обучаться в таком саду, даже если у него нет гражданства. Обучение в таких садах проводится на иврите.

Дополнительные статьи по теме:

АВА терапия - Раннее интенсивное вмешательство - Intensive Behavioral Intervention
Что такое АВА терапия?


2 комментария :

  1. да, хотелось бы дожить до такого в Украине

    ОтветитьУдалить
  2. Екатерина Жесткова30 августа 2011 г., 23:04

    А у нас в Самаре 1 200 000 населения, а для деток с РАС есть только 1 (одна) группа в 1 (одном) детском саду...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.