ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Практические советы по применению Discrete Trial Teaching


В заключение темы о применении DTT для обучения речевых и когнитивных навыков для детей с аутизмом, важно отметить несколько значительных факторов, которые могут сделать применение DТТ более эффективным.


1. При выборе инструкции важно помнить, что инструкция должна соответствовать цели обучения. Т.е., если обучается имитация, то инструкция должна быть "Делай как я", или "Сделай так", или просто движение. Eсли же обучается понимание речи, то инструкция должна подчеркивать именно те слова, которые мы хотим, что бы ребенок понял: "Подними руки вверх", или "Подними руки вверх", или "Подними руки вверх". Когда нужно подсказать ребенку, что мы хотим, что бы он сделал, мы можем, например, сказать: "Делай как я, подними руки вверх", но при этом мы должны различать, что из этого является подсказкой, а что - инструкцией. Т.е. при обучении имитации "Делай как я" - это инструкция, "Подними руки вверх" - это подсказка. А при обучении понимания инструкций - наоборот. Почему это важно? Да потому, что подсказку нужно постепенно удалять (fading-out), а инструкция всегда должна оставаться, и, в конце концов, ребенок должен реагировать именно на инструкцию, а не зависеть от подсказок.

2. При выборе подсказок, следует руководствоваться двумя основными принципами, - какого вида подсказки ребенок воспринимает лучше всего, и какого вида подсказку можно удалить как можно быстрее при обучении. Напомню основные виды подсказок: физические (полные и не полные, например, взять руки ребенка в свои руки и сделать вместе, или одним пальцем дотронуться до локтя ребенка); словесные, визуальные (картинки или слова), мимика и жесты, и моделирование (основанные на способности ребенка имитировать движения). Дети, у которых более развиты визуальные способности, обычно лучше воспринимают моделирование, мимику, и визуальные подсказки, и, в основном, не восприимчивы к словесным. Дети, у которых более развиты аудиторные способности, наоборот, лучше воспринимают словесные подсказки, и плохо воспринимают визуальные и моделирование. к сожалению, есть дети, у которых плохо развиты и визуальные, и аудиторные способностями, и для таких детей физические подсказки являются наиболее эффективными.

3. При выборе усилителя следует руководствоваться следующими принципами:



А. Какой из усилителей можно предоставить наиболее быстрым способом. Задержка в подаче усилителя может привести к тому, что ребенок сразу же после выполнения желаемой реакции, сделает еще несколько менее желаемых реакций (например, самостимуляция), и когда "подоспеет" усилитель, то он усилит не ту реакция, для которой предназначен.



Б. Какой усилитель подойдет более к среде обучения, и по возрасту ребенка. Далеко не всегда поощрение детей "съедобными" стимулами необходимо и воспринимается со стороны как таковое, тем более для детей старшего возраста. Если обучение проводиться на дому, то применение "съедобных" поощрений более-менее приемлемо, но если ребенок проходит интеграцию, то это практически не приемлемо вообще.



В. Какой усилитель подойдет для цели обучения - определенные программы, как игровые и социальные навыки, абсолютно не приемлют усиление "съедобными" поощрениями. Это может только навредить и запутать ребенка, и отвести его от главной цели обучения.



4. Если навыки ребенка позволяют, то, рекомендуется, как можно раньше перейти на обобщенные процессы усиления, например на "Экономику Жетонов" (Token Economy). Это может помочь разрешить проблемы при выборе усилителей.

5. И последнее, но самое важное - это помнить, что DТТ является эффективным, но "искусственным" методом обучения. И поэтому, как только ребенок приобретает определенный навык, нужно как можно скорее перейти к обобщению и уменьшить применение DТТ.

1 коммент.:

Спасибо! Хорошая статья и отличный способ терапии.С ребенком начинали сначала заниматься с АВА и постипенно перешли на DTT.Пробовали занятия с элиментами игровой терапии ,но для него они оказались малоэффективными.Если есть терпение и время,если подходит возраст,то АВА - лучшее начало для раннего вмешательства.Потом уже можно применять другие методы.

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.