ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

АВА терапия - распространенные ошибки при применении поведенческих методов обучения


Можно сказать, что АВА занятие - это выполнение заданий по списку. В хорошей поведенческой программе четко выделены цели для обучения, методы для достижения этих целей, используются специальные формы и таблицы для записи данных, и производится анализ данных.


Все это позволяет производить обучение аутичного ребенка на уровне его начальных и индивидуальных способностей и постепенно добавлять все новые и новые цели для обучения.
Несмотря на это, неточное, а иногда и нелогичное применение поведенческих методов обучения может привести к замедлению прогресса, к фрустрации ребенка и потере мотивации к занятиям.

1. Использование одних и тех же материалов для обучения. Несомненно, очень удобно держать в одном ящичке карточки, с помощью которых обучается сортировка по цветам, а в другом ящичке - фигурки животных и пластмассовые фрукты - для сортировки на категории, а в третьем - предметы для различения и наименования. Очень все удобно и организованно. Но использование одних и тех же материалов для обучения на постоянной основе приводит к затруднениям в обобщении, а также - к уклонению от выполнения этих заданий. Как только терапист АВА достает из заветного ящичка карточки для сортировки цветов - ребенок сразу впадает в истерику, или пытается встать, или разбрасывает предметы.

Несомненно, у многих аутичных детей есть сложности в визуальном восприятии, и им сложно обобщить еще не закрепленный навык. Но как только ребенок научился выполнять задание самостоятельно, или хотя бы на 80% - следует поменять материалы для обучения и работать над обобщением.

2. Продолжительное сидение за столом. В общем и целом - продолжительное обучение за столом не является самоцелью, и не является необходимым компонентом обучения. Просто нам, как учителям и терапистам, так удобнее обучать  ;-)

Многие дети с аутизмом довольно быстро обучаются сидеть за столом и выполнять задания, но как только им позволяют встать и выйти на перемену - они уже ни за какие коврижки не готовы вернуться к занятиям. И тогда происходит следующее - терапист прекращает отпускать ребенка на перемену, и пытается протянуть задание настолько, насколько это возможно, чтобы уклониться от неприятного для него поведения ребенка при возвращении к занятиям. 

Данные действия приводят к тому, что примерно половину занятия ребенок уже не сосредоточен и через силу выполняет задания - а следовательно, обучение теряет свою эффективность. 

Что желательно делать в таком случае? Правильно, не нужно бояться и чаще отпускать ребенка на перемену. 

Нужно "натренировать" ребенка возвращаться к занятиям. И если занятия за столом не будут слишком продолжительными, то во-первых, они не будут вызывать у ребенка отвращение, а во-вторых - возвращение к занятиям можно усиливать и использовать различные поощрения для того, чтобы это произошло.

3. Отсутствие предоставления выбора или предоставление выбора в неправильной форме. Очень часто во время занятий можно увидеть следую картину - терапист показывает ребенку нелюбимое задание и спрашивает: "Хочешь, поиграем в это?". Ребенок, естественно, отказывается. Тогда терапист начинает упрашивать и "соблазнять" - "Ой, смотри, какие фишечки! Давай поиграем!". Ребенок продолжает отказываться. Терапист продолжает "соблазнять" и пытается использовать физические подсказки - "Ну смотри! Вот как красиво! Смотри, как я играю! Давай вместе сделаем!". Тут ребенок начинает сопротивляться еще больше - вырывать руки, кричать, или сбрасывать предмет со стола - и терапист убирает это задание.

Для того, чтобы избежать данной ситуации желательно, прежде всего, уяснить, насколько данное задание необходимо для продвижения ребенка. если в нем необходимости нет, и можно заменить его на более полезное задание - то почему бы этого не сделать?

Если же выполнение данного задания обучает аутичного ребенка жизненно необходимым навыкам, то не следует спрашивать у ребенка, хочет ли он выполнять это задание или нет. (Иначе, он ответит - "Нет!"). Следует воспринимать выполнение данного задания как необходимость, и поэтому предоставлять его со словами: "Сейчас мы будем делать это" - в утверждающей форме. А уже после данного утверждения можно дать выбор - "Ты хочешь начать с красных фишек или с зеленых?", или "Ты хочешь это сделать сам или я тебе помогу?". И если ребенок затрудняется сделать этот выбор - помочь ему и выбрать за него: "Хорошо, тогда я буду красными, а ты - зелеными", или "Хорошо, сначала я тебе пологу, а потом ты - сам".
Предоставление выбора во время занятий значительно увеличивает сотрудничество ребенка и уменьшает проблематичное поведение - но только, если выбор был дан в правильной форме - Не "хочешь, не хочешь", а "Что будешь делать - это или это?"

4. Отсутствие введения новых объектов для обучения и продвижения на следующие этапы. Данные ошибки очень часто происходят во время применения метода "Обучение отдельными блоками" - DTT. В данном методе обучение начинается с обучения одной единственной реакции, закрепления ее с помощью работы над дискриминацией нейтральных или уже знакомых стимулов.

Например, ребенок научился сначала показывать на один предмет, скажем, чашку, когда на столе есть только чашка. Потом показывает на чашку, когда на столе 2 предмета, потом - когда три предмета, и потом различает чашку из группы уже знаком ему предметов - машинки и мячика.
При обучении данным методом от ребенка ожидается с постоянством выполнять желаемую реакцию, прежде чем он начнет обучаться новой реакции. То есть ребенок должен с постоянством показывать на чашку, прежде чем будет введен новый предмет, кукла. Но темп приобретения навыков у многих аутичных детей замедленный, и поэтому они могут месяцами работать только над различением чашки. Причем, на каждом задании терапист начинает работу каждый раз с начального этапа - когда только чашка на столе. И так изо дня в день... Неудивительно, что на второй неделе ребенок, увидев  чашку на столе, начнет ерзать на стуле или бить себя по голове.

Как можно избежать данной ситуации? Во-первых, вводить новые предметы / объекты для обучения чаще. Не обязательно дожидаться 100% правильных реакций. Можно удовлетвориться 80%, и продвигаться дальше. Во-вторых, каждое последующее занятие начинать с этапа, на котором закончилось предыдущее занятие. То есть, если вчера ребенок научился различать чашку среди кубика и книги, то сегодня нужно начать с этого же, а не возвращаться опять к единственной чашке на столе.

5. Неправильный процесс формирования реакции. Многим детям с аутизмом не удается улучшить речевые фразы, с которыми ребенок обращается к окружающим. То есть, во время занятий ребенок может наименовать и различать множество понятий, глаголов, прилагательных, даже может описывать картинки предложениями, а в обиходе - использует только одно слово для просьбы или комментариев. 

Например, ребенок хочет смотреть мультик. он подходит ка маме и говорит "Мультик". Мама его поправляет и говорит ему: "Скажи: "Я хочу мультик". Ребенок повторяет "Я хочу мультик", и мама включает ему мультик. На следующий раз ребенок опять просит одним словом, данная процедура повторяется, и так продолжается постоянно. В данном случае, для того, чтобы закрепить улучшенную фразу, нужно не давать ребенку то, что он просил после его улучшенной реакции, которая произошла после подсказки, а добиться более самостоятельной реакции. Например, ребенок хочет смотреть мультик. он подходит ка маме и говорит "Мультик". Мама его поправляет и говорит ему: "Скажи: "Я хочу мультик". Ребенок повторяет "Я хочу мультик",и мама, не включая мультик говорит: "Молодец, хорошо попросил. Скажи еще раз!". Здесь ребенок говорит уже самостоятельно "Я хочу мультик", и только после самостоятельной реакции мама включает ему мультик.


Еще бывают такие ситуации, в которых ребенок что-то просит, от него требуют улучшенной речевой реакции, и после того, как он ее выполняет - ему все равно не дают желаемый предмет, а просят выполнить какое-либо требование, и только после требования - дают. Например, ребенок хочет смотреть мультик. он подходит ка маме и говорит "Мультик". Мама его поправляет и говорит ему: "Скажи: "Я хочу мультик". Ребенок повторяет "Я хочу мультик", а мама говорит: "Я тебе потом включу мультик. Похлопай в ладоши" - ребенок похлопал в ладоши. Мама "Теперь попрыгай" - ребенок попрыгал. Мама: "Молодец, все выполнил! Идем, я тебе включу мультик!".

В данной ситуации улучшенная реакция ребенка не усиливается и не закрепляется, т.к. доступ к желаемому действию или предмету не происходит непосредственно после реакции. Наоборот, после улучшенной реакции ребенка возникают дополнительные требования, не связанные с самой реакцией - поэтому, реакция не только не усиливается, она даже ослабляется. Это логично - "Чего стараться красиво просить, если потом еще чего-нибудь делать заставят.."

 Для того, чтобы избежать этих и других ошибок при обучении, следует помнить, что обучение - это процесс динамичный, который постоянно движется вперед. И если продвижение отсутствует - следует пересмотреть собственные действия и внести изменения в методы обучения, а не валить вину на "необучаемость" или "умственную отсталость" ребенка.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.