Графомоторные навыки в АВА программе


Графомоторные навыки в АВА программе
Работа над навыками графомоторики (рисования, раскрашивания, написания букв и цифр) не относится напрямую к области поведенческого анализа. Несмотря на это, работа над формированием графомоторных навыков часто является неотъемлемой частью АВАпрограммы детей с аутизмом. В программу чаще всего включены такие упражнения, как раскрашивание (не выходя из границ рисунков), имитация проведения линий, проведение линий по пунктиру, проведение линий между точками, копирование рисунков, добавление линий в рисунки, и т.п.

Аутичные дети, которые часто характеризуются не только речевыми расстройствами, но и нарушениями в координации движений, мелкой моторике, и др., затрудняются в выполнении данного вида заданий, и избегают их, либо развивают зависимость от подсказок взрослого, и требуют поддержки руки, либо полностью расслабляют руку, как только взрослый прекращает давать подсказку.

АВА метод, который часто используется для развития этого вида навыков - это "Формирование реакции" - Shaping. В данном методе определяется конечный вид реакции ребенка (например, ребенок должен закрасить фигуру не выходя за контуры), и поощряются те реакции, которые наиболее приближенные к конечному виду реакции.

Например, на первом этапе, если ребенок выходит за контуры на 3 см., то поощряется такое раскрашивание. Если ребенок вышел за контуры на 2 см., то это раскрашивание поощряется, а предыдущий вид (на 3 см.) не поощряется. На следующем этапе, если ребенок не выходил за границы рисунка более чем на 1 см., то такое раскрашивание поощряется, а на 2 см. - не поощряется. И так далее - пока ребенок не научится раскрашивать, не выходя за контуры.

Использование метода "Формирование реакции" в чистом виде может потребовать продолжительное время обучения нужной форме реакции, поэтому, чтобы ускорить этот процесс, при обучении используются подсказки. Чаще всего, это физические подсказки, которые применяются методом "От наибольшей до наименьшей" - Most-to-Least или "Постепенное физическое направление" - Gradual Physical Guidance.

Gradual Physical GuidanceТакже, для того, чтобы ребенок выполнял продолжительное действие, можно использовать счет. Например, начинаем раскрашивать круг с полной физической подсказкой и вслух считаем "Один, два, три, четыре, пять". На счет "пять" - прекращаем раскрашивать.
В дальнейшем сначала уменьшаем физическое сопровождение руки ребенка, но продолжаем считать. И после того, как ребенок научился раскрашивать самостоятельно, без физической помощи - начинаем удалять словесную подсказку.

Аутичный ребенок может затрудняться копировать и перерисовывать рисунки. Для того чтобы развить этот навык, можно тренировать упражнение на имитацию. Перед учителем лист бумаги, и перед ребенком лист бумаги. Учитель говорит "Сделай так" - и проводит одну линию. Ребенок на своем листе должен провести такую же линию. Если ребенок затрудняется, то, так же, как и при обучении имитации движений, можно использовать физическую подсказку. Таким образом, методом "Отдельныеблоки" можно обучить ребенка проводить сначала одиночные линии (горизонтальные или вертикальные), потом диагонали, потом сочетания двух линий, и на последнем этапе - простые фигуры.

соединение точек
В упражнении на соединение точек аутичные дети часто затрудняются увидеть конечную точку, и довести до нее линию. Для этой цели можно потренировать отдельное упражнение, в котором ребенок будет соединять одинаковые рисунки не линиями, а ленточками, и таким образом научится находить две точки, которые нужно соединить. После того, как ребенок соединил ленточками два одинаковых рисунка, он проводит по ленточке пальчиком, и после этого, на другом листе соединяет уже линией эти рисунки. Ленточку можно крепить на липучку, и постепенно увеличивать количество парных рисунков на листе, чтобы закрепить данный навык.

Проведение линий по пунктиру также может вызывать затруднения у ребенка, у которого сложности с мелкой моторикой, и сосредоточением. Прежде всего, важно чтобы на начальном этапе пунктир был очень заметным (жирным, с небольшими пробелами), и пунктирная линия была простой и прямой. Со временем, когда ребенок научится проводить линию по пунктиру самостоятельно, можно будет постепенно утончать пунктир, а также делать линию изогнутой. Некоторые дети затрудняются проводить линию, даже когда пунктир очень четкий и заметный. В таком случае, можно попробовать дополнительные способы, которые позволят ребенку опираться не только на визуальное восприятие, но и на тактильные ощущения. Например, можно приклеить на пунктирную линию фасолины, и ребенок будет проводить по ним линию кисточкой или фломастером. Или сделать маленькие дырочки на пунктире (проткнуть ручкой), и когда ребенок будет проводить линии, он будет "ощущать" пунктир.

Графомоторные навыки являются одними из самых функциональных навыков, которым нужно обучить аутичного ребенка. В отсутствие данных навыков, ребенку будет сложно интегрироваться в детском саду или в школе, и возможностей для успешной инклюзии у ребенка будет меньше. С другой стороны, обучение ребенка навыкам графомоторики не является первоочередной целью. Ребенок должен, прежде всего, уметь общаться с окружающими, играть, и быть самостоятельным, по крайней мере, в том что касается личной гигиены. Также, для детей, у которых моторные затруднения делают невозможным обучение навыкам графомоторики, всегда можно использовать компьютер, планшет или другого вида коммуникатор, который заменит прописи. Но если у ребенка есть потенциал, и навыки речи, общения и самопомощи развиваются последовательно, работа над развитием навыков графомоторики может быть для него полезной и функциональной.

1 коммент.:

Юля, спасибо. Понравилось про ленточки - утаскиваю себе в копилку. Я делала колбаски и3 пластилина и по ним шла пальчиком, с нажимом. Но ленточки гора3до удобнее.

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.