Применение "Точного обучения" (Precision Teaching) в педагогической деятельности. Насколько образовательный процесс является эффективным?

     Совсем недавно в издательстве "Оперант" вышла книга Джулии Варгас о применении поведенческого подхода в системе общего и коррекционного образования -"Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости". В книге представлены базисные принципы научения, которые лежат в основе анализа и планирования учебного процесса, рекомендации по постановке и формулировке учебных целей, методы измерения целевого поведения учащихся, виды графиков, стратегии формирования навыков, и этические принципы, лежащие в основе образовательного процесса. Джулия Варгас упоминает "Точное/Высокоточное обучение" (Precision Teaching) как наиболее предпочитаемую стратегию формирования навыков об учащихся, и описывает основополагающий принцип измерения скорости ответов учащихся и отображение данных в "Стандартной диаграмме ускорения", а также приводит пример применения этой стратегии на уроках алгебры в старших классах (стр. 157-161).
     Несомненно, "Точное обучение" является одной из самых эффективных стратегий обучения, и этому есть доказательства в научной литературе (см. Journal of Precision Teaching and Celeration). Однако, применение данной стратегии требует наличия у учителя определенных знаний, и вложения большого количества усилий в планирование и оценку эффективности обучающего процесса. Как именно учитель должен подойти к этому вопросу? С чего начать? Как научиться четко определять цели? Как научиться пользоваться "Стандартной диаграммой ускорения"? Как рассчитать и измерить скорость приобретения навыков учениками? Сколько попыток и тренировок необходимо запланировать, чтобы работать над беглостью? Эти и другие вопросы несомненно будут волновать учителей, которые захотят попробовать применить методику "Точного обучения" на своих уроках.
     Прежде чем понять, как и что нужно делать, важно уточнить, а что же это такое - "Точное обучение"? Чему оно учит? Почему оно "точное"?
     "Точное обучение" - это не цель обучения и не метод. "Точное обучение" - это система для определения целей для обучения, мониторинга деятельности на ежедневной основе, организации данных и их отображения в единой манере для того, чтобы способствовать своевременному и эффективному принятию решений в отношении процесса обучения. "Точное обучение" не предписывает, чему учить или как должны быть представлены учебные пособия. Оно скорее предоставляет набор стратегий и тактик для оценки обучающей программы, которую учителя будут применять (White, 2005). Другими словами, с помощью системы "Точного обучения" мы можем спланировать применение обычных методик (которыми владеет учитель) для достижения тех целей (которые он наметил) и оценить эффективность этих методик. Благодаря оценке эффективности появится возможность своевременно принять решение о том, нужно или не нужно привносить изменения в учебный план.
     Опираясь на руководящие принципы "Точного обучения" учитель может способствовать улучшению эффективности обучения, включая развитие академических навыков, навыков социального взаимодействия, улучшение достижений в спорте и науке, развитие творческих способностей, а также уменьшить проблемы в классе - неуспеваемость, скорректировать проблемное или агрессивное поведение.
     Первый принцип "Точного обучения" гласит: "Ученик всегда прав!". Другими словами, необучаемых учеников нет, и если у ученика не формируются навыки, значит, учитель ее не нашел к нему подход. Обвинять ученика в неуспеваемости никто не может, и причины этому учитель может искать только в тех методах, которые он использует на данный момент.
     Во-вторых, удостовериться в том, что ученик чему-то научился мы можем только если увидим, как он действует (принцип "Сосредоточение на наблюдаемом поведении"). Если ученик прослушал материал и говорит, что он его "знает" - мы не можем быть полностью уверены в его знаниях. Мы должны воочию убедится, что он применяет эти знания. Только путем прямого наблюдения за деятельностью ученика (ученик решает задачи, пишет сочинение, рисует пейзажи) мы можем удостовериться в том, что он учится).
     Однако, оценка может быть субъективной. Какой-то учитель будет обращать внимание на хорошее поведение ученика в классе, и будет завышать его оценки, даже если он не выполняет учебные задания правильно. С другой стороны, ученик, у которого беспокойное поведение будет получать оценки ниже, даже если материал знает "на отлично". Для того, чтобы избежать субъективного суждения, уровень знаний ученика измеряется путем измерения частоты его реакций (принцип "Использование измерения частоты поведения как универсального метода"). Подсчитывая сколько раз ученик ответил правильно мы можем с точностью определить его уровень знаний.
     В своей книге Джулия Варгас упоминала использование графиков, которые преувеличивают достижения учеников ("Ого-графики", стр. 165-167). Однако, не только учителя, но и родители, директора школ, представители департамента образования хотят увидеть реальную картину успеваемости учащегося. С помощью отображения данных в стандартном формате (4-й принцип) можно прийти единому мнению относительно обучающего процесса, а также быстро заметить отклонения и внести своевременные коррективы.
     Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей работы на основе принципов "Точного обучения" должен научиться детально и предельно точно описывать целевое поведение своих учеников, измерять его частоту, пользоваться "Стандартной диаграммой ускорения" (уметь заносить данные и анализировать их), а также включать тренинг беглости реакций в учебный план для того, чтобы сформировать основные навыки и способствовать более быстрому приобретению комплексных навыков у своих учеников. Всему этому невозможно научиться, прочитав книгу. Этому можно научиться на практике.
     13 и 14 сентября 2015 в Москве, в центре "Наш Солнечный Мир" пройдет практический саминар по "Точному обучению", в рамках которого участники будут учиться детально описывать целевое поведение, измерять поведение и вносить данные в "Стандартную диаграмму ускорения", принимать решения на основе анализа данных, планировать формат обучения и тренироваться в беглости. Регистрация на семиннар здесь.

Kubina, R. M., & Yurich, K. K. L (2012). The Precision Teaching Book. Lemont, PA: Greatness Achieved.
White, O. R. (1986). Precision teaching—Precision learning. Exceptional Children, 52, 522-534.




0 коммент.:

Отправка комментария

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.