ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

АВА в учебных заведениях

Первые учебные заведения для детей с аутизмом, основанные на АВА-подходе, появились в Израиле 5-6 лет назад.


И снова, решающую роль в их основании сыграли родители - чьи дети достигли школьного возраста, и у которых была домашняя программа АВА. Обоснованием этому послужило восприятие конвенциональных спец-ужреждений, как не способных использовать весь потенциал, заложенный в ребенке, и как "затормаживающих", а не "продвигающих". После долгой и продолжительной борьбы с министерством образования было дано разрешение на включение АВА-принципов в общую образовательную программу - в 2 школах и одном спец-садике (Это на весь Израиль!)

Как работает АВА в "АВА - садике"?

В таком садике, как и в любом обычном спец-садике - до 8 детей, в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Садик работает с 7.30 до 17.00. В эток промежуток времени у ребенка есть, как минимум, 2,5 часа индивидуальных занятий с терапистом АВА. Это может быть нянечка, или сама воспитательница, или девушки, проходящие "Национальную службу" (типа армии, но не на военной базе, а в тылу - помощь инвалидам, детям, старикам, репатриантам и)т.д.) В АВА садике обычно две воспитательницы (одна работает утром, другая вечером), 2-3 нянечки, и 3-4 "службистки". Все они проходят тренинг, как работать с каждым из детей. Тренинг и индивидуальную программу строит супервайзор, который курирует садик (может быть один супервайзор на 2-3 садика). Кроме индивидуальный занятий по АВА программе, есть еще индивидуальные занятия с пара-профессионалами - 2 занятия в неделю по полчаса для каждого из детей, с каждым из специалистов - дефектолог, трудотерапист и психолог или эмоциональная терапия. И, конечно, есть групповые занятия, которые тоже основываются на принципах АВА.


Школа АВА обычно работает в таком же режиме, но там немного меньше терапистов.

Нет сомнений, что обучение в таких садиках намного эффективнее, чем в обычных. Но и здесь есть немало трудностей, и, если сравнивать программу обучения на дому и программу обучения в учебном заведении, то можно найти и преимущества и недостатки.


Учебная программа: В домашней программе учебная программа строится сугубо индивидуально, в то время как в учебном заведении иногда "гребут всех под одну гребенку". К сожалению, если супервайзор не достаточно професионален, это может случится. И даже, если программа была построена индивидуально, иногда, из-за логистики и практических неудобств, как тренинги для персонала и недостаток времени для тренингов, тераписты начинают забывать со временем разницу, и после определенного периода времени начинают заниматься со всеми детьми теми программами, о которых помнят, и в которых не испытывают трудностей.

Качество рабочего персонала; В то время, когда в домашней программе работают лучшие тераписты - т.к. родители и супервайзор выбирают их сами, в учебных заведениях выбора нет. Нянечками в садиках работают женщины средних лет, иногда предпенсионного возраста, у которых уже нет сил. К тому же, работа нянечки очень низко оплачиваемая, и обычно образованные женщины туда работать не идут. Есть, конечно, исключения из правил, но, к сожалению, очень редко. А девушки из "Национальной службы" - это молодые 18-ти летние девчонки, у которых ветер в голове (ну и любовь, конечно!). Они, конечно, молодые и энергичные, но не всегда понимают всю серьезность работы, и не всегда с точностью выполняют инструкции.


Несмотря на эти недостатки, у учебных заведений есть явное преимущество - это групповые занятия, а также работа на протяжении целого дня. Если в домашних условиях АВА ограничивается индивидуальными занятиями, и в течении определенного времени (2-3 часа), то здесь принципы АВА применимы и во время ритмики, и прогулки во дворе, и обеденной трапезы. Очень часто у ребенка, обучаемого в домашней программе, развивается зависимость от взрослого, из-за постоянного обучения 1:1. В саду у ребенка есть гораздо больше возможностей для обобщения полученных знаний, и общения.

На сегодняшний день в Израиле есть около 10 яслей (для детей 2-3 лет), 3-4 специализированных садика, и одна школа - основанные только на АВА. Но, и многие другие учебные заведения - школы и садики, вносят АВА в учебную программу. Эти учебные заведения основываются скорее на "эклектическом" (собирательном) принципе, и объединяют в себе несколько терапевтических подходов.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.