ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА

Как увеличить количество раз, когда ребенок смотрит в глаза?

Проблема взгляда в глаза является одной из наиболее распространенных проблем при аутизме. Затруднения у детей при взгляде являются одной из составных диагноза "Аутизм". У многих детей с аутизмом есть трудности не только поднять взгляд, но и удерживать его на протяжении нескольких секунд.
 Причина этому, скорее всего, органическая.

·         Есть мнения, которые предполагают, что дети с аутизмом при взгляде собеседнику в глаза испытывают боль.
·         Есть мнения, которые предполагают, что прямой взгляд в глаза, или прямой взгляд на предметы, намного хуже позволяют ребенку с аутизмом рассмотреть детали. И что боковое зрение у таких детей позволяет увидеть больше деталей и понять сущность лучше, чем прямой взгляд.
·         Еще есть мнения, что взгляд аутичного ребенка обращен внутрь себя, и ему не интересно смотреть на окружающих его людей и предметы.
Возможно, в этих гипотезах есть определенная доля правды, но на самом деле, ни одно из этих предположений не доказано.
Что же можно сделать? Можем ли мы помочь ребенку преодолеть эти "органические" проблемы, и научить его больше смотреть в глаза?
В АВА есть несколько подходов к этому вопросу. В соответствии с принципами анализа поведения, для того, что бы ребенок научился смотреть в глаза, и это поведение усилилось, должен появится определенный стимул, который вызывает это поведение, и дополнительный стимул, который усиливает это поведение.
Поэтому, в классической программе, разработанной Ловаасом, над увеличением количества взглядов работали следующим образом:
Давалась инструкция: "Посмотри на меня!"
Давалась подсказка - терапист руками поворачивал голову ребенка, и держал перед собой, пока ребенок не посмотрит в глаза.
Поведение - ребенок бросал взгляд в глаза тераписта.
Последствие - терапист говорил: "Молодец! Хороший взгляд!", отпускал голову ребенка, и давал поощрение - конфетку.
Со временем, подсказка убиралась, и ребенок мог посмотреть в глаза после инструкции: "Посмотри на меня". 
Что бы увеличить количество времени, которое длится взгляд, для обучения использовался счет. То есть, ребенку говорили: "Посмотри на меня!". Ребенок смотрел, и терапист начинал считать, скажем, до 5-ти. Если ребенок мог выдержатьвзгляд все 5 секунд - получал поощрение. Если не выдерживал, то тренировка начиналась сначала.

Вот таким образом дети с аутизмом учились смотреть в глаза. Сразу скажу, что это не эффективное обучение, и сейчас уже не используется. Обученный таким образом ребенок смотрит в глаза только после определенной инструкции, и только тому человеку, который с ним над этим работает, и вообще, испытывает затруднения при использовании и обобщении этого навыка.
То есть, дальше самой тренировки дело не идет.

Как можно обучать по-другому?
Несмотря на основные принципы, поощрения и стимулы, более эффективным методом является поощрение спонтанных взглядов ребенка.
Причем, не каким-нибудь съедобным подкрепителем, а самыми обычными словами, улыбкой, и ответным взглядом. Простые методы не привычны для классического АВА, но здесь они работают наилучшим образом.
Итак, как это делается.
Нужно быть очень внимательным, и каждый раз, когда ребенок бросает случайный взгляд - следует обратить на это внимание, улыбнуться ребенку, и что-нибудь сказать ему, вроде: "Умница! Мне очень приятно, когда ты на меня смотришь!", или "Молодец! Как ты посмотрел!". Вот и все.
Для верности, лучше записывать количество раз, когда ребенок спонтанно посмотрел в глаза - в таблицу.
Через некоторое время вы увидите, что количество раз, когда ребенок смотрит вам в глаза, постепенно увеличивается.
А вот и наглядные примеры - дети, чьи программы я сейчас консультирую:
Мальчик Орэн, 3,5 года:
 Мальчик Наум, 5 лет:
 Таким образом, только благодаря тому, что окружающие взрослые ловят каждый спонтанный взгляд ребенка, и выражают словами поощрение - поведение "взгляд в глаза" увеличивается. Конечно же, это не единственный способ увеличения количества взглядов, но, один из самых простых и эффективных.

2 коммент.:

Каждый раз, когда мой ребенок смотрит мне в глаза я поступаю именно так как описывается, т. е. ловлю его спонтанный взгляд и радуюсь этому, обнимаю его, улыбаюсь , говорю как сильно я его люблю. И все это я делала инстинктивно. Это мне подсказывало мое материнское сердце.

Вы-молодцы! Так держать!

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.