ABA для специалистов
ABA for parents
VB MAPP
Программы повышения квалификации
Сертификация специалистов ABA
Практика и супервизии АВА
Семинар доктора Хенли

Аутизм и проблемы с питанием. Часть 1.

"Питание однообразной пищей", "Отказ от еды", "Пищевые расстройства" и "Недоразвитие навыков самостоятельности" не входят в определение диагноза "Аутизм". И все же, большой процент аутичных детей и их родителей сталкиваются с этой проблемой каждый день.
Но, как и с любой другой проблемой аутистического спектра, иногда сложно понять и разобраться, в чем именно существует проблема.

Прежде всего, проблема в объективности. Психологическое восприятие того, что "Не дай бог, ребенок останется голодным!" напрямую связана с нашими представлениями о себе как о родителях - "Не дай бог, я плохая мама!". И здесь внутренняя фрустрация вылезает наружу симптомом бегания за ребенком с ложкой, попытками обмануть ребенка и вместо шоколадной намазки намазать ему в бутерброд "более полезного" варенья, или, покрошив в супчик котлетку тщательно растереть, чтоб ни в коем случае не заметил.

Данные действия родителей практически всегда лишь усугубляют проблему (если она есть!).
Представьте себе большую тетю, которая носится за вами каждые 5 минут с ложкой, наполненной овсяной кашкой! Или, в ресторане, вместо заказанного вами говяжьего стейка, "добрый повар" приготовил вам пропаренную куриную грудку без соли (И соль тоже вредно - "Белая смерть"!). Вам не только есть, вам жить не захочется... :-))

Все родители разные, и привычки питания каждой семьи отличаются друг от друга. Не всегда изысканные блюда привлекают детей также, как и взрослых, и очень часто дети (не только аутичные дети) предпочитают простые блюда, и отказываются от изысканных. 

И все же, если отмести в сторону внутреннее напряжение и фрустрацию родителей (бабушек в том числе!), и семейное меню - как определить, есть ли у аутичного ребенка проблемы с питанием или нет?

Один из методов - сравнить поведение ребенка во время еды с поведение нейротипичных сверстников.
  • Во младенчестве сосательная реакция ребенка должна постоянно усовершенствоваться. У "проблематичных едоков" проявляются чаще всего неритмичные сосательно-глотательно-дыхательные реакции, которые иногда приводят к рвоте или удушью. Со временем, "нормативные едоки" - младенцы демонстрируют "симптомы голода" (кричат, цепляются) и съедают большую часть предложенной им еды. У "проблематичных едоков" "симптомы голода" проявляются реже, случаются периоды безутешного плача, и они могут насытиться всего лишь после нескольких минут кормления.
  • У "нормативных едоков" тоже могут возникнуть проблемы во время перехода на детское питание или перемолотые продукты, но эти проблемы временные и исчезают со временем. "Проблематичные едоки" испытывают затруднения при переходе на детское питание и перемолотые продукты, а проблемы с рвотой, давлением пищей, жеванием и движением языка не улучшаются.
  • Селективное и однообразное питание обычно характеризует малышей полутора-двух лет. Несмотря на это, разнообразие продуктов питания, которые ребенок употребляет, увеличивается со временем. "Проблематичные едоки" тоже могут добавить дополнительные продукты в свой рацион, но обычно - взамен других продуктов. То есть, если ребенок раньше соглашался есть только клубнику, то теперь может потерять интерес к клубнике и полностью перейти на бутерброды с колбасой.
  • "Нормативные едоки" могут съесть и не самый любимый продукт, если голодны, а также они попадают под влияние сверстников, и не отвлекаются на происходящее вокруг. "Проблематичные едоки" вряд ли согласятся съесть что-нибудь новое, даже если умирают с голоду, не обращают внимания и не  пытаются копировать сверстников, и любое событие может с легкостью отвлечь их от процесса питания.


Дополнительные методы, которые помогают нам идентифицировать проблемы с питанием - это темп и график роста ребенка, определяемый педиатром. Отставание от нормативного графика развития может указать на недостатки усвоения веществ организмом, или на недостаточность питания.

Проблемы с питанием могут возникнуть вследствие питания через гастрономические трубки на протяжении 3-х и более месяцев, в случае частого обезвоживания организма, и болезней связанных с питанием (анемия, остеопороз, и др.)

Дети с избыточным весом также входят в категорию "проблематичных едоков". Ребенок, который постоянно ищет "чем бы подкрепится" и предпочитает сладости и картофельные чипсы, и ничего кроме этого - тоже является причиной для беспокойства и поиска решений. 

Другие индикаторы, которые настораживают и требуют вмешательства - это зависимость от соски и бутылки (для детей старше 2-х лет), постоянные истерики в процессе питания, и слишком медленное поглощение пищи. Продолжительность трапезы более 30 минут является показателем проблем с питанием.

Определение проблемы с питанием, как существующей, или понимание, что проблемы, как таковой не существует, и ребенок нормально физически развивается и питается, и только не соглашается съесть "студень" - является первым шагом к определению и преодолению проблем с питанием у детей с аутизмом.

7 коммент.:

Спасибо за этот текст!
Скажите, а если ребенок почти 3х лет ест только:
а)Растворимые детские каши
б)Курицу и куриный бульон, но без овощей, приправ, соусов и посторонных вкусов
в)Однородные овощные пюре на основе брокколи и шпината (которые маскируют остальные овощи, и можно добавить еще 2-3 разных, но только чтоб незаметно было)
г)Детский творожок и питьевой йогурт только одной фирмы только одного вкуса (банан-клубника)
д)Хлебобулочные изделия разные, в больших количествах
е)пьет только вишневый сок
ж)Сыр, фрукты: яблоки, бананы, мандарины, виноград
Все остальное наотрез отказывается даже пробовать. Большинство продуктов сам не ест, требует, чтобы его кормили.

По количеству съеденного проблем нет, развитие в норме.

Такой ребенок - "проблематичный едок" или я зря тревожусь?
Спасибо!

Здравствуйте!
По поводу расширения рациона вам лучше посоветоваться с диетологом, который может определить, является ли достаточным тот рацион, которые присутствует на данный момент, и следует ли добавить в рационый продукты более твердой текстуры.
На мой взгляд, вам в любом случае, следует начать работать над тем, чтобы ребенок начал самостоятельно есть ложкой, т.к. дети трех лет обычно уже более самостоятельны в еде.

Здравствуйте! Моему сыну 2 года 7 мес. Не жует - все на блендере: и супы, и каши. Малейший кусочек или вообще плохо перемолотая порция вызывает рвоту, реже - отказ от пищи. Рвота возникает и тогда, если он съест хотя бы на 2-3 ложки больше обычного. Правда, в этом месяце начал жевать очишенные от кожуры фрукты (скорее, мнет, чем жует, и очень быстро), может поесть хлеба, год назад научился есть шоколадки (без орехов и прочих "вкраплений"). Пить из чашки отказывается, хоть и представляет себе, как это. Пьет только из бутылочки с соской или из ложки. До сих пор ходит с пустышкой. Сейчас активно учу есть самостоятельно. Ложку держит неумело, действует неловко, в еде крайне неопрятен. Скажите, пожалуйста, как нам скорректировать пищевое поведение? Насколько вообще типичны подобные проблемы для аутичных детей?

Этот комментарий был удален автором.

Здравствуйте,
Да, подобные проблемы встречаются у аутичных детей. На вопрос "как скорректировать пищевое поведение" невозможно ответить одним комментарием. Для коррекции столь сложной проблеммы вам необходимо сотрудничество с специалистом, и работа по программе, которая включает четко определенные цели, методы, мониторинг прогресса и родительский тренинг.

здравствуйте. моему сыну 5 лет. ничего кроме шоколадных конфет, чипсов, сырого риса и макарон, а также сыра определенной марки, он не ест. причем есть он хочет очень часто.так как не насыщается. и вес у него далеко не избыточный.

Товарищи, у нас та же проблема правда у нас не аутист а аллалик. Ничего не хочет есть кроме рыбы в баночках, каши (и то не всегда) и конфет, всегда голодный. Мы в постоянном стрессе из-за шанташа конфетами, дома постоянно ор... Помогите! Кто как приучал своего аутенка к нормальному питанию?!

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.